Практика Йоги в Медитативном Ключе - 13 Апреля 2010 - ВСЕ О ЙОГЕ

Всепоглощающия Йога

Суббота, 10.12.2016, 15:44

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2010 » Апрель » 13 » Практика Йоги в Медитативном Ключе
07:03
Практика Йоги в Медитативном Ключе

Ниже представлена информация по практике йоги руководствуясь древними писаними.

В шестой главе "Бхагавадгиты", самого авторитетного источника по философии йоги, Шри Кришна объясняет Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя. Там говорится:

 


"Когда мысли поток, обуздан,
пребывает лишь в атмане, Партха,
когда муж успокоил желанья - он тогда именуется "йогин".

Когда йогин, мысль обуздавший,
сам себя укрепляет в йоге,
он подобен свече, чье пламя
не колеблется в месте без ветра.

Там, где мысль, упражнением в йоге
остановленная, замирает,
там, где в атмане радость находит
созерцающий атманом атман, -

ибо там он познает то счастье,
что сверх чувств, одной мысли доступно,
запредельное, стоя в котором,
он от истины не уклонится, -

пребывающий там не смутится
даже самой тяжелою скорбью;
ведь, достигнув той цели, не мнит он
что-то высшее, лучшее встретить.

Состояние это есть йога,
что оковы скорбей размыкает".

("Бхагавадгита", VI, 18-23.)*

В Катха Упанишаде йога описывается так: "Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений".

Мудрец Патанджали (живший примерно во втором веке до н.э., основатель школы йоги в Индии), характеризует йогу как "читта вритти ниродха", что можно перевести как "сдерживание (ниродха) колебаний (вритти) ума (читта)", либо как "подавление (ниродха) флуктуаций (вритти) сознания (читта)". Слово "читта" означает ум в общем или собирательном смысле и включает три категории: (а) ум (манас, т.е. индивидуальный ум, обладающий спосособностями и возможностями внимания, выбора и отвержения; это колеблющаяся, нерешительная часть ума), (б) разум или рассудок (буддхи, т.е. состояние принятия решения, устанавливающее различия между предметами) и (в) эго (ахамкара, буквально "создающее себя", т.е. состояние утверждения: "Я знаю").

Счастлив человек, умеющий благодаря своей проницательности и мудрости отличать действительное от нереального, вечное от преходящего и благое от приятного. Дважды благословен тот, кто знает истинную любовь и способен любить все Божьи создания. Трижды благословен тот, кто трудится бескорыстно для блага других с любовью в сердце. Тот же, кто сочетает в своем смертном теле познание, любовь и самоотверженное служение, свят, и к нему идут паломники, как к месту слияния рек Ганга, Сарасвати и Джамуны. Увидевшие его обретут душевный покой и очистятся.

Ум - царь чувств. Победивший свой ум, чувства, страсти, мысли и рассудок - царь над людьми. Он достоин Раджа Йоги, царственного союза со Вселенским Духом. Он обрел Внутренний Свет.

Патанджали перечисляет пять причин читта вритти, вызывающих боль (клеша), а именно:

1. Авидья (невежество или незнание);
2. Асмита (чувство индивидуальности, обособляющее человека и выделяющее его из группы. Оно бывает физическим, ментальным, интеллектуальным или эмоциональным);
3. Para (привязанность или страсть);
4. Двеша (неприязнь или отвращение);
5. Абхинивеша (жизнелюбие, инстинктивная привязанность к земной жизни и плотским наслаждениям, боязнь быть отрезанным от них смертью).

Эти причины страданий находятся в глубине ума садхаки (адепта, искателя истины). Они подобны айсбергам полярных морей, у которых заметна только верхняя часть. Их надо упорно контролировать и искоренять, иначе покоя не будет. Йог учится забывать о прошлом и не заботиться о будущем. Он живет в вечном настоящем.

Как ветерок колышет поверхность озера, искажая отражающиеся в нем образы, так и читта вритти нарушают спокойствие ума. Неподвижные воды озера отражают красоту вокруг него. Когда ум остановлен, в нем отражается красота Я. Йог останавливает свой ум непрестанными стараниями и освобождением от желаний. Восемь ступеней йога учат его, как достигнуть этого.

Хотя в Шива Самхите и Хатха Йога Прадипике говорится о возможных сроках достижения успеха, Патанджали нигде не определяет, сколько времени требуется, чтобы индивидуальная душа достигла единения с Божественной Вселенской Душой. Он говорит, что ум делают безмятежным и спокойным абхьяса (непрестанная и настойчивая практика) и вайрагья (свобода от желаний). Абхьясу он определяет как длительное непрерывное усилие, выполняемое с преданностью, что и создает крепкий фундамент.

Координируя и концентрируя усилия своего тела, чувств, ума, рассудка и Я, человек достигает награды - внутреннего покоя - и осуществляет стремление своей души соединиться с Творцом. Главное приключение в жизни человека - это его возвращение к Творцу.

Чтобы достигнуть цели, ему нужны хорошо развитые и координирование функционирующие тело, чувства, ум, рассудок и Я. Если его усилия не скоординированы, человек потерпит неудачу. В третьей главе (валли) первой части "Катха Упанишады" Бог смерти Яма объясняет эту йогу искателю истины Начикете, рассказывая притчу о человеке на колеснице.

"Познай Атмана (Я) как Господа в колеснице, разум - как возничего, а ум - как вожжи. Чувства, говорят, это кони, а объект их желаний -пастбище. Мудрые люди называют Я в единстве с чувствами и умом Бхоктром (тем, кто наслаждается). Неспособный к различению никогда не будет властвовать над своим умом, чувства его подобны норовистым коням. Способный к различению всегда контролирует свой ум; его чувства подобны послушным коням. Неспособный к различению становится небрежным, даже нечистым; он не достигает цели, переходя из одного тела в другое. Способный к различению становится внимательным и всегда чист; он достигает цели и не рождается вновь. Человек, у которого есть способный к различению возничий, правящий умом, достигает конца пути - Высшей Обители вечного Духа".

Высоки полагают - чувства;
еще выше, чем чувства, сердце;
выше сердца находится буддхи,
еще выше стоит вожделенье.

Распознав то, что выше буддхи,
укрепив своим атманом атман,
порази же врага, мощнорукий,
столь упорного - вожделенье.

("Бхагавадгита", III, 42-43.) (Б.К.С. Айенгар)

Просмотров: 376 | Добавил: sokrat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Форма входа

Рассылки Subscribe.Ru
Всепоглощающая йога
Подписаться письмом

Поиск

Календарь

«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0