ВСЕ О ЙОГЕ - Брахмачакра: цикл творения вселенной

Всепоглощающия Йога

Воскресенье, 04.12.2016, 09:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Брахмачакра: цикл творения вселенной | Регистрация | Вход

Люди всех цивилизаций пытались так или иначе объяснить происхождение мира. В каждой культурной традиции можно найти некоторую мифологическую систему, содержащую рассказ о сотворении вселенной. Однако, большинство этих мифов не совпадают с тем, что говорит о творении современная наука. В философии Ананда Марги можно найти теорию сотворения, не только не противоречащую современным взглядам науки, но и способную указать направление ученым в поиске ответов на множество до сих пор неразрешенных космологических вопросов. 

Эта тантрическая теория сотворения, будучи научной, также является глубоко духовной. Тантрическая концепция сотворения и развития космоса не закрывает глаза на явные доказательства существования высшей разумности, такие как высокая точность движения космических тел по своим орбитам, сложность и красота различных живых существ и другие. Напротив, космология Ананда Марги начинается с понимания того, что бесконечное сознание является причиной и источником всего сущего. Это сознание считается первым источником и известно, как Брахма. Поэтому цикл творения, в котором Брахма трансформирует себя в проявленную вселенную, называется Брахмачакра (чакра значит цикл или круг).

Брахма означает "тот, кто велик, и обладает способностью сделать других великими". Брахма состоит из сознания и энергии. В санскрите сознание называется Пуруша, а энергия - Пракрити (еще одно название сознания - Шива, а энергия называется также Шакти). Хотя мы можем сказать, что Брахма - это сочетание сознания и энергии, необходимо подчеркнуть, что Брахма является единой сущностью. Две его "составляющие" подобны двум сторонам одного листка бумаги: их невозможно разделить. Сознание никогда не существует независимо от космической энергии. 

Что конкретно является сознанием? Пуруше, или сознанию, можно давать различные определения в соответствии с функциями, которые он выполняет. Прежде всего, сознание выполняет функцию свидетельствования всех событий во вселенной. Его можно сравнить с люстрой, свешивающейся с потолка, в свидетельствующем свете лампочки происходит множество событий, но она сама не претерпевает изменений и непосредственно не участвует в действиях. Она свидетельствует. Она обеспечивает свет, делающий возможными все действия и "наблюдает" за всеми действиями. Это познающая сила.

Еще одна функция сознания (Пуруши) состоит в том, что он является источником вселенной. Он представляет собой первичный "материал", из которого состоит все остальное. На протяжении всей истории науки, ученые пытались отыскать этот первичный материал вселенной. Одно время они пришли к заключения, что мельчайшей частицей является атом, но в течение недавних лет они разделяли атом на все более и более малые частицы, которым не видно конца. Ученые йогической науки уже очень давно пришл к выводу, что первичным источником всяких проявлений бытия и всех материальных объектов является ни что иное, как чистое сознание. 

Можно описать сознание еще и, как "достаточную причину" вселенной. Эта первичная сущность контролирует все действия во вселенной. Сознание подобно творцу, создавшему план вселенной и воплощающему этот план. 

Однако, для того, чтобы осуществить эту задачу, создатель принимает помощь Пракрити, действующего принципа. Пракрити - это другой аспект Брахмы, или, если пользоваться нашим предыдущим сравнением, другая сторона бумаги. В цикле творения главенствующая и управляющая роль принадлежит сознанию, а действующий принцип рассматривается как характеристика сознания. Именно сознание разрешает действовать действующему принципу. Если сознание не дает действующему принципу возможности выражать себя, чистое сознание продолжает существовать без всяких изменений и трансформации. В этом состоянии оно находится вне пределов человеческого понимания, т. к. не обладает какими-либо атрибутами вроде формы, запаха, цвета или звука. Ананда Марга называет это состояние сознания Ниргуна Брахма.

Если действующему принципу дается возможность выразить себя, он начинает работать в соответствии с тремя основополагающими принципами. Иначе говоря, Пракрити создает различия в этом мире трансформируя изначальное чистое сознание тремя различными способами. Эти три фундаментальных модели действия известны, как гуны на санскрите. Точный перевод слова гуна означает "сковывающий принцип". Это понятие произошло из той идеи, что Пракрити, подобно веревке, связывает и модифицирует сознание. Когда активизируется определенная гуна, происходит соответствующая метаморфоза в сознании. Три гуны Пракрити следующие: саттва (принцип ощущения), раджа (изменяющий принцип) и тама (принцип статичности). 

Саттвагуна сковывает или модифицирует сознание наиболее тонко. Саттвагуна отвечает за чувство существования "Я существую". Раджагуна ответственна за чувство "Я делаю". И Тамагуна создает чувство "Я сделал". Функция Тамогуны заключается в объективизации мысли, она ответственна за создание всех воспринимаемых объектов во вселенной, далее это будет обсуждаться более подробно. 

Как происходит процесс, в котором Пракрити начинает действовать и модифицировать сознание, создавая Сагуна Брахму, или Брахму, обладающего качествами? Прежде всего мы должны попытаться понять что было "до" сотворения вселенной? Здесь Высшее Сознание не имеет никаких изменений. Три гуны Пракрити существуют, но ни каким образом не выражают себя. Если эти три силы представить в виде бесчисленных линий, их пересечения будут формировать бесчисленные многоугольники. Так теоретически изображается состояние в котором сознание еще не претерпело никаких метаморфоз.

Диаграмма №1. Причинная Матрица.

Позже тремя силами формируется наиболее устойчивая фигура - треугольник. В этом "треугольнике сил" три силы, совершая круговорот, перетекают друг в друга. Пуруша (сознание) "захвачен" в этот треугольник. Формирование этого треугольника обозначает начало творения вселенной. Пуруша, находящийся в треугольнике, является центром вселенной, Пурушоттамой и, когда баланс сил в треугольнике нарушается, одна сила, сила принципа ощущения, нарушает треугольник и модифицирует сознание.

Эта первая модификация сознания очень тонка. Создается чувство "Я существую", и сознание начинает осознавать свое существование. Это "Я существую" называется Махаттаттва и является первой составляющей космического разума. За первой модификацией следует вторая, в которой следующая сила, раджагуна, становясь активной, добавляет сознанию еще одно качество. В чистом сознании возникает мысль "Я делаю", и возникает вторая составляющая космического разума - Ахамтаттва. Наконец третья гуна, статическая сила, или тамагуна, активизируясь, создает третье модифицированное состояние сознания. Она дает чувство "Я сделал". Она объективирует сознание, создавая третью часть космического разума, известную как Читта, или вещество разума. 

Диаграмма №2. Формирование Космического разума.

Описание космического разума может показаться абстрактным, но если мы поймем, как работает наш собственный разум, представляющий собой маленькую копию разума космического, нам будет легче понять все это. Если мы например видим высокое дерево, что происходит? Наши органы чувств воспринимают отраженный от дерева свет, и он передается в мозг. В конечном счете в нашем разуме формируется образ. Однако мы можем закрыть глаза и, несмотря на это, создать в разуме образ. Часть разума, которая дает приказ "создать" образ, - это "Я делаю" или Ахамтаттва, в которой доминирует изменяющий принцип, или раджагуна. Часть разума, формирующая образ дерева, - это читта или "Я сделал". Читта подобна экрану, на котором формируются образы в соответствии с командами фактора "Я делаю". И во всех операциях разума необходимо присутствие Махаттаттвы, или фактора "Я существую", потому что без чувства "Я" не может быть никакого "Я делаю". 

Итак, космический разум работает также, как и наши индивидуальные умы, но имеется также и довольно важное различие, которое стоит здесь рассмотреть. Как мы уже говорили, физический мир, (как, например, высокое дерево) кажется нам внешней реальностью, но для космического разума он является внутренним образом на огромной космической читте. Кроме того, когда в нашем индивидуальном разуме мы, пользуясь способностью к воображению, создаем зеленого слона, этот образ будет реальным только для нас и ни для кого более. Но если имеется какой-либо образ в читте космического разума, он является реальностью и будет восприниматься таковой всеми микрокосмическими индивидуальными разумами. 

После формирования трех частей космического разума статическая сила (тамагуна) продолжает модифицировать читту космического разума и добавляет чистому сознанию дополнительные атрибуты . Она начинает трансформировать читту в пять фундаментальных факторов.

В различных древних философских системах говорится о первичных элементах из которых создана вся вселенная. Древние греки говорили о земле, воздухе, воде, и огне, эти элементы упоминаются также в эзотерических системах (например, в астрологии).

Философия Ананда Марги говорит о пяти фундаментальных факторах. Первый из них известен, как эфирный фактор, или акаша таттва. Хотя современная наука отказалась от концепции эфира после того как эксперименты Михельсона-Морлея не смогли обнаружить эфир, мы можем согласовать акаша таттву йогической системы с современной наукой, рассуждая о ней как о "пространстве". В тантре говорится что этот пространственный фактор несет в себе тонкую первичную вибрацию, известную как Омкара или Ом.[1]

По мере того, как тамагуна продолжает модифицировать сознание, его часть трансформируется в ваю таттву или воздушный фактор. Этот фактор может передавать звук и осязательные вибрации. Следующий фактор - это теджас таттва, или светящийся фактор. Этот фактор может передавать звук, осязательные и световые вибрации. За светящимся фактором следует создание жидкостного фактора, апа таттвы. Он передает вибрацию вкуса также, как и все другие вибрации, присущие предыдущим факторам. Последний фактор - твердый или кшити таттва. Он может передавать еще и вибрацию запаха.

Таким образом, все объекты вселенной существуют в читте космического разума, а этот материальный мир можно считать мысле-проекцией космического сознания. Современная наука также движется в направлении этого понимания. Физик Джеймс Джин писал: "ручей знания пробирается к немеханической реальности; вселенная начинает походить больше на великую мысль, нежели чем на великую машину" [2] Другой физик, Артур Эддингтон, сказал: "Окончательное понимание того, что физическая наука связана с миром теней является наиболее значительным шагом. В мире физики мы наблюдем исполнение драмы обычной жизни театром теней. Тень моего локтя лежит на тени стола когда тень чернил попадает на тень бумаги. Все это символично, и физик оставляет все это в качестве символов. Затем приходит алхимик Разум и преобразовывает символы... чтобы сделать заключение. Вещество, из которого создан мир, - это вещество разума."[3] 

Когда сознание трансформировано в твердый фактор, завершается первая половина космического цикла. Первая часть космического цикла, в которой сознание трансформируется в космический разум и затем в пять фундаментальных факторов, известна как саинчара, или "удаление от космического ядра". Во второй половине цикла, материя обратно трансформируется в чистое сознание. Это движение к ядру вселенной известно как пратисаинчара. 

Мы уже увидели, как в процессе действия трех гун, или сковывающих принципов, сознание трансформируется в космический разум и часть космического разума трансформируется в первичные элементы, из которых состоит вселенная. Процесс создания не заканчивается с трансформацией сознания в неживые объекты. Сковывающие принципы Пракрити продолжают трансформировать сознание и в этом процессе происходит возникновение живых существ. 

Статический принцип, или тамагуна, неуклонно продолжает трансформировать сознание. Конец фазы саинчары знаменуется созданием твердого фактора. Тамагуна оказывает давление на твердые объекты пытаясь сжать или уменьшить расстояние между молекулами. Это сжатие статической силой приводит к возникновению внутри объекта двух сил. Одна сила в объекте называется "внешней" так как она пытается расщепить объект на части, оказывая внешненаправленное давление. Другую силу можно назвать "внутренней", так как она стремится сохранить целостность и движется в направлении ядра объекта.

Диаграмма №3: Создание Праны.

Общее название двух этих сил - Прана. Если центростремительная сила оказывается сильней, в твердом факторе формируется ядро, и это ядро контролирует Пранах или жизненную силу в объекте, и возникает возможность развития жизни. Однако если сильнее оказывается центробежная сила, она расщепляет объект. В санскрите это расщепление грубого фактора известно как Джадаспхота - взрывы умирающих звезд, которые астрономы называют взрывами сверхновых, являются примерами джадаспхоты. В процессе джадаспхоты твердый фактор распадается на жидкий, воздушный, светящийся и эфирный факторы.

Но если в объекте создается ядро, и это ядро контролирует жизненные силы, и если имеется благоприятная среда, в которой присутствуют в сбалансированном количестве все пять фундаментальных факторов, мы становимся свидетелями возникновения жизни.[4]

Возникновение жизни знаменует очень важное событие в космическом цикле. У каждого живого существа есть разум. Чем проще физическая структура существа, тем проще его разум. И наоборот, чем сложнее физическая структура существа, тем сложнее его разум.

Можно задать вопрос: "Каков источник происхождения разума в индивидуальном существе?" Философия Ананда Марги говорит, что в твердых объектах, находящихся под давлением статической силы, возникают две противоположные по направленности силы. В результате "трения", вызванного борьбой этих двух сил внутри объекта, некоторая часть твердого фактора измельчается в нечто более тонкое, чем пять фундаментальных факторов, в вещество разума, читту. Так как твердый фактор возник из разума (космического разума), довольно резонным будет сказать, что индивидуальные или микрокосмические умы возникли из материи, потому что материя возникла из разума и следовательно во всей материи присутствует потенциал выражения разума .

В одноклеточных живых существа разум очень простой. Можно например увидеть, что поведение протозои рефлекторно и инстинктивно. Если вы рядом с ней поместите горячую иглу, она автоматически начнет удаляться от нее. Такой тип рефлексивного поведения контролируется ее простейшим разумом, состоящим из одной лишь читты. В одноклеточных существах чувства "Я делаю" и "Я существую" еще не выражены . 

Жизнь находится в состоянии эволюции. Благодаря трению и различным противодействиям, простые животные и растения становятся более сложными. В философии Ананда Марги мы также отмечаем, что тамагуна, которая преобладала в цикле творения, начиная с момента создания космической читты и до момента сотворения простейшей жизни, на этой стадии теряет свое преобладание. Теперь начинает доминировать раджагуна или изменяющая сила. На этой стадии, живые существа становятся все более и более физически развитыми, и их умы также становятся все более и более сложными. Животные и растения обладают разумом, который не только управляет инстинктивным и рефлексивным поведением, теперь разум имеет также и вторую функциональную часть - фактор "Я делаю" (ахамтаттву).

Когда в разуме имеется значительная часть "Я делаю" (также известная в психологии, как эго) и она больше, чем часть разума, управляющая инстинктами, или читта, животное приобретает способность к разумному поведению. Во многих животных можно увидеть зачатки интеллекта. Они могут учиться методом проб и ошибок избегать, например, тех вещей, которые причиняют боль и стремиться к тому, что доставляет удовольствие. По мере того, как ахамтаттва развивается все больше, поведение животных становится все сложнее.

Эволюция продолжается, и в некоторых животных и растениях происходит выражение еще одной части разума. Это дальнейшее развитие разума происходит под влиянием увеличивающегося влияния самой тонкой и самой сильной гуны, саттвагуны. Влияние саттвагуны становится причиной создания фактора "Я существую" (махаттаттвы). Если количество махаттаттвы в разуме существа больше количества ахамтаттвы, разница в количестве является тем, что известно как интуитивная способность живых существ.

В то время, как интеллект является способностью к анализу, интуиция - это способность к синтезу. С помощью интеллекта мы можем познавать что-либо изучая его части, а с помощью интуиции мы можем познать что-либо во всей целостности. Людей, обладающих сильной интуицией, мы называем мудрецами. У людей с развитой интуицией есть две важные характеристики: вивека (способность различать между вечным и приходящим) и вайрагья (непривязанность, отрешенность). 

Диаграмма №5: Брахмачакра: Космический Цикл.

В возвратной фазе (пратисаинчаре) космического цикла мы видим развитие жизни простых форм жизни в сложные. Глядя на диаграмму №5, изображающую Брахмачакру, мы можем видеть, что форма цикла овальная, а не круглая. Это означает, что скорость эволюции вблизи начала или конца цикла быстрее. Когда достигается стадия человеческой жизни, мы доходим до критической точки. У людей есть возможность увеличить скорость их эволюции в направлении ядра космического цикла. Этого можно добиться с помощью медитации. В медитации присутствует процесс, в котором читта ("Я сделал") сливается с ахамтаттвой ("Я делаю"), а ахамтаттва с махаттаттвой ("Я существую"). Благодаря этому процессу, в человеке очень сильно развивается интуиция, и поэтому медитация известна также, как интуитивная наука.

Когда разум, в ходе медитации, трансформируется в интуитивную махаттаттву и затем сливается с космическим разумом, это состояние называется савикальпа самадхи. Медитирующий в это время чувствует "Я един с космическим сознанием". Но это не конечное состояние. Когда разум полностью растворяется в свидетельствующем сознании, имеет место состояние известное, как нирвикальпа самадхи. В этом состоянии нет чувства "Я", и поэтому нет и самоосознания, только экстатическое единение.

Какова конечная цель жизни? Йога говорит, что это - воссоединение индивидуального сознания с ядром космического цикла. В философии Ананда Марги, это воссоединение описывается немного по другому. Вместо слияния с ядром космического цикла, целью является слиться с неизменным чистым сознанием (Ниргуна Брахмой), существующим за пределами проявленной вселенной (Сагуна Брахмы). Окончательное слияние с Ниргуна Брахмой известно, как мокша.

Для достижения мокши Шри Шри Анандамурти представляет уникальную концепцию Тарака Брахмы. Согласно философии Ананда Марги, одна часть Брахмы присутствует в проявленной вселенной (Сагуна), а другая бесконечная часть Брахмы остается вне влияния действующего принципа и неизменна (Ниргуна). Связью между проявленным и непроявленным Брахмой является Тарака Брахма, что означает Брахма-Освободитель. Если нарисовать касательную, скользящую по поверхности эллипса, используемого как символ Сагуна Брахмы (см. диаграмму №6), то точка касания представляет собой точку, находящуюся одновременно внутри и вне эллипса.

Диаграмма №6 Тарака Брахма.

Эта точка является Сагуна и, в то же время, Ниргуна Брахмой. Эта точка - Тарака Брахма. Великие духовные учителя, время от времени приходящие на землю, представляют собой воплощения этой соединяющей сущности, роль которой заключается в том, чтобы указывать людям путь полной реализации и окончательного воссоединения с Ниргуна Брахмой. Концепция Тарака Брахмы является концепцией преданности и объясняет то уважение, которое оказывается духовным учителям.

Когда индивидуальное сознание людей сливается с Высшим непроявленным сознанием, мы завершаем Брахмачакру. Однако, в то время, как происходит освобождение определенных людей, создается новая материя. Движение в космическом цикле происходит вечно и без конца. Мысле-проекция космического разума никогда не прекратится. Это означает, что вселенная неразрушима и вечна....

Знакомясь с концепцией Брахмачакры, мы видим, как на научные, религиозные или даже политические противоречия проливается новый свет. Например Иудейско-Христианская религия говорит что "человек был создан по образу и подобию Божиему". Что это означает? Бог это человек с большой бородой, живущий на небе? Логика отказывается принимать такое, но мы можем сказать , что разум людей, имея все три функциональные части (читту, ахам и махат) является точной копией или отражением космического разума.

Обращаясь к вопросу научного исследования, Брахмачакра предлагает интересные взгляды на некоторые вопросы, на которые пытается ответить современная наука. Началась ли вселенная с большого взрыва? Есть ли у вселенной форма. Изучая вселенную с помощью концепции Брахмачакры, мы видим, что постоянно создается новая материя . В некоторых своих работах Анандамурти говорил, что вселенная, хотя и очень огромна, не является бесконечной и имеет форму, это вполне согласуется с недавними открытиями ученых, о том, что пространство обладает искривлениями.

В конце-концов, физики встретились с трудностями в нахождении основы всех вещей и пришли к тем же заключениям, что и древние философы. Когда-то думали, что атом является мельчайшей и первичной частицей, но ученые смогли разделить его и обнаружить все более и более малые частицы. По этой причине, некоторые мыслители уже пришли к заключению, что основой материи и энергии является само сознание. Джеймс Джинс сказал, что "реальность лучше описывать, как нечто ментальное, нежели чем материальное".

Брахмачакра проливает свет даже на конкурирующие между собой общественные теории. Многие материалисты заявляют, что разум представляет собой продукт материи, и поэтому материя является наиболее важным элементом во всем том, о чем заботится общество. Теория Шри Шри Анандамурти согласуется с тем, что индивидуальные умы возникли из материи, но заявляет, что это было возможным только потому, что сама материя является творением космического разума и, следовательно, разум уже заложен в ней. В конце-концов, сознание является наиболее важным элементом во вселенной.

Брахмачакра также предлагает другой взгляд на один важный философский вопрос. Является вселенная иллюзией или реальностью? И каким должен быть наш подход к материальному миру? Некоторые философы говорили, что мир это только иллюзия, и недостаточное материальное развитие в Индии частично обусловлено влиянием такого рода философий. Анандамурти говорит, что эта проявленная вселенная, в силу того, что она постоянно меняется, является "относительной реальностью". Ниргуна Брахма, с другой стороны, представляет собой абсолютную, неизменную реальность. Но мы часть этой относительной реальности и не можем отрицать ее существование, не отрицая при этом также нашего собственного существования. Поэтому Шри Шри Анандамурти советует нам идти на "объективное приспособление" с материальным миром, выполнять наши общественные обязанности, но, в то же время, принимать Высшее Сознание в качестве цели жизни и двигаться к воссоединению с ним в радостном потоке.

[1] ОМ это звук, но здесь слово звук используется в более широком смысле, чем он объясняется в традиционном определении физики. Для получения более детального объяснения, см. Субхашита Самграха III, стр. 58-60.

[2] Джеймс Джинс, Загадочная Вселенная, (Нью-Йорк, Макмиллан Компани, 1980)

[3] Артур Эддингтон, Природа Физического Мира (Нью-Йорк; Макмиллан Компани, 1928)

[4] П. Р. Саркар Микровайтум в Двух Словах (Калькутта: Ананда Марга Пабликейшнз) проливает новый свет на предмет обсуждения, представляя идею что микровайтум, субатомные частицы с характеристиками живых существ, являются первичнм выражением жизни.

Это отрывок из книги Мудрость Йоги, написанной Ачарьей Ведапрагьянандой Авадхутой (Ананда Марга Пабликейшнз, Сингапур, 1990) ©1990 Все права закреплены за Ананда Марга Пабликейшнз.

Меню сайта

Форма входа

Рассылки Subscribe.Ru
Всепоглощающая йога
Подписаться письмом

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0