ВСЕ О ЙОГЕ - Дхарма - фундаментальная характеристика человека

Всепоглощающия Йога

Воскресенье, 04.12.2016, 09:01

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Дхарма - фундаментальная характеристика человека | Регистрация | Вход

рирода людей в том, чтобы стремиться к Бесконечному. Каждый хочет быть великим, никто не удовлетворен своим текущим состоянием. Эта неотъемлемая тенденция есть Брихадешана. Когда человек приобретает сильное желание Великого и начинает решительно добиваться осуществления этого желания, - это называется пранидхана.

Что такое дхарма? Дхарма происходит от корня "дхр", означающего "держать", и суффикса "ман". Дхарма - это то, что "поддерживает существо в целости", что сохраняет его структурную целостность, без чего создание не могло бы существовать. Это неотъемлемая характеристика любой сущности.

Свабхавика дхарма (естественная дхарма)

Крошечная икринка закопана в гальке быстрого ручья. Постепенно появляется крошечный малек тихоокеанского лосося. Много дней он живет во тьме под галькою, питаясь прикрепленным к нему желточным мешочком. Он живет так около двух лет, и это единственное время в его жизни, когда он находится в полной безопасности. Когда мешочек заканчивается, он выбирается из-под гальки наверх, и начинаются его проблемы. Всего лишь полтора сантиметра длиной, он может быть отличной добычей для форели, окуней, угрей, уток, лебедей и цапель, - сотни его братьев и сестер уже проглочены. Одним утром внезапный импульс охватывает его и всех других лососевых его возраста, и они начинают плыть вниз по течению к морю. Это опасное путешествие, полное быстрых течений, острых камней и водопадов. В Канаде такое путешествие по реке Юкон может быть около 3000 километров длиной. По мере того, как течение замедляется, вода становится солоноватой, маленький лосось чувствует соль и направляется в море. Следующие пять лет он только и делает, что ест. Он ест и ест до тех пор, пока не достигнет веса до 30 кг. Теперь, огромная сильная серебристая рыба, он снова поворачивает к месту своего рождения и начинает долгое и изнурительное путешествие вверх по течению. Для путешествия ему понадобится вся сила, приобретенная им в море, потому что он больше никогда не начнет есть. Теперь ему предстоит встретиться с новыми врагами: морскими свиньями, котиками, выдрами, медведями гризли и, самыми страшными из всех, - людьми. Но все же постепенно он продвигается по пятнадцать километров в день, иногда проходя водопады высотой до трех метров одним мощным прыжком. Инстинктивно он движется к ручью, в котором он родился, и там находит пару. Вместе они совершают танец воспроизведения, танец смерти. Самка плывет близко к дну ручья, и, поворачиваясь на бок, интенсивно работает хвостом. Так она постепенно роет траншею глубиной в 45 сантиметров. Она откладывает сотни икринок, и самец покрывает их облаком спермы. Теперь самка толкает гальку обратно, чтобы закрыть икру. Снова и снова совершают они этот ритуал, удлиняя траншею в течение, может быть, пяти дней до тех пор, пока оба совершенно не обессилят из-за недостатка пищи и многодневных напряженных усилий. Они падают и умирают. Вскоре в икринках начинается движение жизни, и цикл начинается заново.

Это свабхавика дхарма, "естественная дхарма": питание (ахара), сон (нидра), страх (бхая), и секс (майтхуна). Она одинакова для всех организмов, как для животных, так и для людей. Во многих духовных философиях четыре эти вещи порицаются, как нечто грубое или низкое, но Ананда Марга относится к ним, как к естественным проявлениям, которых нет причины стыдиться. Однако, если индивидуум тратит слишком много своей энергии на четыре эти тенденции, его духовное развитие будет затормаживаться. Духовный успех кроется в приобретении полного контроля над этими действиями, в перенаправлении всех животных инстинктов к Космическому Существу, а не в отрицании или избегании их.

Бхагавата дхарма

Когда люди не удовлетворены более этими четырьмя инстинктами, они начинают понимать, что физические и ментальные объекты никогда не смогут утолить их безграничную жажду. Тогда они начинают направлять свою жизненную энергию на поиск Бесконечного. Бхагавата дхарма - это та, которая ведет к Бхагавану, к Господу. Дхарма сама по себе считается одной из вритти человеческого существа. Она является одной из четырех главных вритти, расположенных в муладхара чакре, которая представляет весь человеческий потенциал в различных сферах: физической, психической, психо-духовной и духовной:

1. кама: желание материальности, удовольствия (физическое);

2. артха: желание интеллектуального знания (ментальное);

3. дхарма: тоска по Парама Пуруше, психо-духовная жажда;

4. мокша: чисто духовное стремление, сильное желание слиться с Высшим, желание абсолютного освобождения.

Все четыре эти тенденции в разной степени активны во всех людях.

…человеку свойственно стремиться к счастью…

В поиске счастья сначала его влекут земные удовольствия…

Ни одна из вещей этого конечного и ограниченного мира не может унять вечную жажду счастья. Их приобретение лишь пробуждает другие желания. Только постижение Бесконечности может сделать это. Бесконечность может быть лишь одна, и это Брахма, Космическая Сущность. Поэтому только Брахма может дать вечное счастье, стремление к которому есть характеристика каждого человека. В действительности, за [жаждой счастья] скрыто желание, стремление достичь Брахму. Только это является дхармой каждого человека.

Слово "дхарма" обозначает "свойство". Его английский эквивалент "природа", "характеристика" или "свойство". Природа огня состоит в том, чтобы жечь или производить тепло…. Подобно этому дхарма или природа людей состоит в том, чтобы стремиться к Брахме – Высшему Блаженству (Ананда Марга: Элементарная Философия, стр. 1-3).

Вы должны помнить, что Бхагавата Дхарма не значит Хинду дхарма, Исламская дхарма или Христианская дхарма… они не Бхагавата Дхарма. Они секты… Дхарма людей одна, и ее название Бхагавата Дхарма. Утвердись в ней и победа за тобой! (Высшее Выражение I, стр. 224-225)

Бхагавата Дхарма естественна для всех людей. Те, которые не действуют в соответствии с этой Дхармой, - враги человечества… их действие неестественно… их гибель неизбежна…

… [посредством животной дхармы] (еды, питья, продолжения рода и смерти) … человечество не достигнет благоденствия, наоборот, пышно разрастется грубость.… Поэтому даже если Бхагавата Дхарма трудна, человек не должен следовать… животной дхарме. Лучше умереть, следуя Бхагавата Дхарме, чем вести легкую жизнь животной дхармы (Высшее Выражение I, стр. 218-224).

Чатуспада ("четвероногая" дхарма)

1. Вистара: психическое расширение. Когда гусеницы ползут, они оставляют за собой тонкую шелковую нить. Она служит ориентиром для движущихся вслед за ней. Французский ученый посадил группу гусениц на край цветочного горшка, а рядом с горшком поставил еловую ветку, их излюбленное лакомство. Голодные, они ползали вкруговую по следам своих предшественников семь дней и не обращали внимания на еду, расположенную рядом.

Этот эффект, "традиция", силен также и в умах людей. Многие боятся обратить взор к чему-либо новому, изменить свои модели.

В одной суфийской истории говорится о маленькой девочке, по имени Фатима, которая молила о способности разговаривать с животными. Получив эту силу, она отправилась в лес, чтобы ее опробовать.

Вскоре она подошла к озеру. На поверхности озера сидела водомерка: она двигалась по поверхности воды, но никогда не погружалась в воду. В воде плавало несколько рыб, а ко дну пруда присосалось несколько улиток.

Чтобы начать беседу, Фатима сказала:

- Водомерка, почему ты не ныряешь в воду?

- Зачем бы я стала нырять, даже если предположить, что это возможно, хотя это и невозможно, – спросила водомерка.

- Потому что тогда бы ты была в безопасности от птиц, которые могут схватить и съесть тебя.

- Меня еще не съели, не так ли? – сказала водомерка.

Это было концом разговора.

Фатима обратилась к рыбе:

- Рыба, - сказала она ей через воду, – почему бы тебе не найти способ выбраться из воды постепенно? Я слышала, что некоторые рыбы на это способны.

- Совершенно невозможно, – сказала рыба, – нет никого, кто бы сделал такое и выжил. Нас учили, что это одновременно и грех, и смертельная опасность. И рыба развернулась, и поплыла на глубину, не желая слушать такой вздор.

Тогда она позвала улитку:

- Улитка, ты могла бы выползти из воды и найти вкусные растения. Я слышала, что улитки и в самом деле такое могут.

- На вопрос лучше всегда отвечать вопросом, когда мудрая улитка слышит его, - сказала улитка. - Возможно, ты будешь так добра сказать мне, почему тебя так заботит мое благополучие? Люди должны следить за собой.

- Что же, – сказала Фатима, - я думаю, это потому, что когда кому-то со стороны виднее, он хочет помочь другому достичь больших высот.

- Мне это кажется странным, – сказала улитка и уползла под камень, из пределов слышимости.

Фатима оставила водомерку, рыбу и улитку и пошла в лес в поисках кого-либо еще, с кем бы она могла поговорить. Она чувствовала, что может быть кому-то полезной. Ведь она все-таки знала гораздо больше, чем все эти лесные жители. Птицу, например, можно было бы предупредить, думала она, чтобы та запасала пищу или вила гнездо неподалеку от отапливаемого жилища, чтобы ей не пришлось умереть без необходимости. Но птицу она не встретила.

Вместо этого она набрела на жилище изготовителя древесного угля. Это был пожилой человек, и он сидел рядом с домом, жег уголь для того, чтобы отнести его на базар.

Фатима пришла в восторг, увидев другого человека. До этого она не встречала других людей, кроме своих родителей. Она подбежала к нему и рассказала о том, что с ней произошло в тот день.

- Не волнуйся об этом, дитя, - сказал добрый пожилой человек, - есть вещи, которым и человек должен научиться, и эти вещи чрезвычайно важны для будущего.

- Учиться? - сказала Фатима. - И чего мне ждать от этих вещей, я вас умоляю? Они только, скорее всего, изменят мой образ жизни и мысли.

И подобно водомерке, рыбе и улитке она покинула угольщика.

Фатима, дочь Валиа, провела еще тридцать лет своей жизни как водомерка, рыба и улитка, прежде чем вообще чему-то научиться. (Идрис Шах, Путь Суфия, стр.202-204).

Бхагавата Дхарма учит вистаре, расширению, способности всегда адаптироваться и изменяться, и расти в новых обстоятельствах, продолжительному расширению разума в направлении Бесконечности. "Вистара" происходит от корня "вис", что значит "расширяться". Мифологический бог Вишну – это предельно Расширенная Сущность, всякое расширение заканчивается в Нем.

Первый урок Ананда Марга садханы, Ишвара Пранидхана, медитация на Высшей Сущности, -это практика вистары. Когда разум постоянно размышляет о Бесконечном, он постепенно увеличивает свои размеры до тех пор, пока не станет единым с Космической Сущностью, и не исчезнет всякая двойственность и узость. Внешнее выражение вистары - это универсальный гуманизм, глубокое понимание единства человечества, всего творения. Человек не может выполнять дхарма садхану, потворствуя любому разделению человечества.

…уведите свой разум от всякой узости… и шагайте вперед… что бы ни было в вас, перед вами, в обществе, – крушите [подобные вещи] без сожаления и шагайте вперед. Везде, где есть узость, - есть грех и есть животность. Там, где есть величие, - есть праведность, есть человечность, есть божественность…

Последователи Бхагавата Дхармы должны относиться ко всей вселенной, как к проявлению Вишну…они влюблены в Параматман, в Парама Пурушу… ту Сущность, в разуме которой был создан этот огромный Космос. То есть когда Он создал вселенную, Он Сам стал этой вселенной, даже травинка - это Его проявление. Поэтому подобный духовный экспансионизм позволяет [садхаке] любить каждый и всякий объект, потому что он любит Вишну. Для него нет ничего ненавистного. Все является проявлением его Вишну. Все для него объекты почтения. Там, где нет духовного расширения либо в садхане, либо в дхарме, и где присутствует узость, где люди делят других по различным богам, знайте, что они далеки от Бхагавата Дхармы. В Бхагавата Дхарме нет места различиям… следуя пути, противоречащему Бхагавата Дхарме, человечество не достигнет процветания, прогрессировать будет сектантство (Высшее Выражение I, стр. 218-220).

2. Раса: поток. Для Парама Пуруши нет ничего внешнего, все внутри. Его психические волны - это наша вселенная. Различные волновые длины Его психических волн образуют всех различных существ. Подобно этому в умах людей, в результате их разнообразного мышления, создаются волны с различными волновыми длинами. В каждом существе средняя волновая длина, являющаяся результатом взаимодействия всех этих волн различной длины, есть ментальная волна существа, свараса, собственный поток. Благодаря этой сварасе существуют различия между одним индивидуумом и другим – их собственные амбиции и точка зрения.

Любитель гашиша оказался в незнакомом городе в Азии. Он пытался наладить связи, но при этом опасался полиции. В конце концов он сел не тротуар и стал делать движения руками, словно управляя воздушным змеем, при этом не имея никакого змея. Прохожие шли мимо, смотря на него как на сумасшедшего, пока, наконец, не подошел один человек, который, посмотрев, как тот управляет невидимым змеем, осторожно наступил на невидимую нить. Первый сразу же признал в нем другого любителя гашиша и сказал: "Эй, ты не знаешь, где можно купить гашиш?" Их сварасы были подобны, и поэтому они поняли друг друга.

В соответствии со сварасой Парама Пуруши, Параматмана, определяется поток всего Космоса. Когда свараса единичной сущности и Парама Пуруши, "Высший Поток" Бога, разнятся, это человеческое желание или амбиция не может быть осуществлена, потому что индивидуальный поток не может идти против универсального.

Это второй фактор Бхагавата Дхармы, раса.

"Когда человек начинает любить Параматман, он узнает Его природу. Когда человек знает Его природу, он становится победоносным. Люди будут говорить, что такой-то и такой-то человек успешен, но, по правде говоря, он знал желание Парама Пуруши и поэтому победил. Следовательно, второй фактор - это направить собственный ментальный ритм в Космический поток… Игра Кришны с [расой] есть лила Кришны. Сотворенные существа должны двигаться в соответствии с Его волей, другого пути нет. Образование, интеллект, престиж, - все это бессмысленно, бесполезно, если не направлено параллельно Его потоку. Долг мудрого - любить Его и двигаться в Его потоке. [Мудрый] говорит: "Парама Пуруша, я ничего не хочу от Тебя, я хочу двигаться в Твоем потоке. Пусть осуществится Твое желание, я не желаю ничего более" (Высшее Выражение I, стр. 221).

Цель Даоса - соединить свою индивидуальную волю и действия с Дао, Путем Вселенной. Древние даосские поэты поднимались в горы и, сидя у ручья, часами медитировали, пока в разуме поэта не возникала совершенная строка стиха. Он произносил ее вслух, и тогда она проникала в сознание другого поэта, который, услышав ее, медитировал над ней в течение многих часов. Затем он произносил вторую строку, совершенно вытекающую из первой… и так далее, пока они оба не создадут самую совершенную поэму.

В один прекрасный день поэт сорвал с растущего рядом дерева лист и написал на нем безупречными буквами стих, только что созданный ими. Собрав кору и ветки, он соорудил крошечную лодку с парусом из листа и отпустил лодку и поэтический шедевр по реке к морю.

В Ананда Марге урок Гуру Мантры, практика Брахмачарьи, создание идеи Высшего перед каждым действием, - это практика расы, попытка держать разум всегда погруженным в Космический поток.

3. Сева: служение. Служение - это не бизнес. Когда одна вещь обменивается на другую, когда что-то дается с ожиданием чего-то взамен, - это бизнес, не служение. Но когда дается что-то без всякого ожидания получить что-либо взамен, - это служение.

Есть две формы служения: внешняя и внутренняя.

a. Вахьяика: внешнее служение. Внешнее служение - значит служение всей вселенной, как Парама Пуруше. "Защищая себя от эгоизма, вы должны думать, что, приняв определенную форму, Параматман предоставил вам возможность служить Ему. И Его заслуга в том, что в форме больного или беспомощного он принимает ваше служение и делает вас признательным. Не приди Он в этой форме, вы бы не были благословлены такой счастливой возможностью (Высшее Выражение I, стр.222). "Наши руки и ноги - не наши, они - Его, и, оказывая служение Себе этими руками и ногами, Он играет с Собой" (Субхашита Самграха I, стр.108).

Ученик великого мастера имел обыкновение каждый день приносить ему пищу. Однажды, неся еду учителю, он повстречал худую паршивую черную собаку, просящую пищи. Ученик, проигнорировав пса, поспешил к мастеру. Когда он прибыл, мастер сказал: "Зачем ты проделал столь длинный путь в такой спешке, когда я, голодный, уже повстречал тебя на пути? Ты мог накормить меня там". Но на следующий день снова по пути в дом своего гуру ученик встретил бездомного нищего, просящего пищи, и прошел мимо, даже не оглянувшись. Когда он прибыл, гуру вновь отругал его: "Сегодня ты снова без необходимости проделал столь долгий путь. Я стоял рядом с тобой, но ты даже не посмотрел на меня. Я сам появлялся перед тобой в форме собаки, в форме неприкасаемого, потому что во всех них живет один Бог. Я хотел раскрыть тебе Его тайну, что Он все-проникающ, Он живет во всех существах. Поэтому ты должен смотреть на всех одинаково и иметь хорошие чувства ко всем. Узнавай Его во всех и служи Ему во всем". И глаза ученика открылись.

b. Антарика: внутреннее служение. "В джапе [повторении мантры] и в дхьяне [медитации] всегда должно присутствовать чувство, что вы желаете служить Ему. Если чувство будет таким, разум немедленно концентрируется в садхане. Вы должны служить, а не получать служение. Поэтому создавайте это чувство, что вы желаете служить Парама Пуруше. Внутреннее служение выполняется через джапу и дхьяну. Если в джапе достигается высшая точка служения, все будет сделано. Даже посредством Нама Мантры [подготовительного урока Ананда Марги] садхака может получить мокшу, а вишеша йоги [практикующий высшую садхану] - нет, если отсутствует желание служения, и садхана выполняется просто ради показа своего героизма. Когда внутренняя сева не выполнена надлежащим образом, внешняя тоже не выполняется надлежащим образом. Поэтому сказано в садхане, что человек будет выполнять ее для "Атмамокшаритам джагатхитая ча" – Освобождения души и служения человечеству. В "Атмамокшаритам" присутствует внутренняя сева, а в "джагатхитая ча" – внешняя. Необходимы обе. Посредством внешней севы разум очищается, и очищенным разумом можно выполнять внутреннюю севу. Эти внутренняя и внешняя севы могут выполняться каждым (Высшее Выражение I, стр.222)

Меню сайта

Форма входа

Рассылки Subscribe.Ru
Всепоглощающая йога
Подписаться письмом

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0