ВСЕ О ЙОГЕ - практика

Всепоглощающия Йога

Суббота, 10.12.2016, 15:42

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | практика | Регистрация | Вход

Принципы гармоничного поведения

Для выполнения медитации и занятий йогой необходимо душевное равновесие или ментальный баланс. Без этого практика не принесет никакого положительного результата. Такое равновесие является результатом гармоничного взаимодействия с обществом и постоянного внутреннего очищения. Поведение человека и его успехи в духовной практике одинаково пропорциональны. Тысячи лет назад йоги разработали десять универсальных принципов, позволяющих гармонично существовать в своем окружении, а также развивать силу и целостность разума. Эти принципы подразделяются на две группы: Джяма и Нияма. Принципы Джямы учат контролю внешнего поведения, а принципы Ниямы руководят динамическим ростом, интеграцией и очищением разума. Эти принципы представляют собой две первые ступени на лестнице йоги и поэтому фундаментальны для духовного развития.

Джяма

1. Непричинение вреда (ахимса). Это действие, совершаемое без намерения навредить кому-либо или чему-либо мыслью, словом или делом. До тех пор, пока у человека есть желание навредить или эксплуатировать кого-либо, прогресс в направлении мира и понимания будет затруднен. Но динамика жизни такова, что иногда нам приходится применять силу. Например, каждый раз, когда мы вдыхаем воздух, мы убиваем тысячи микроорганизмов. Наше намерение, однако, состоит не в том, чтобы убить бактерий, а просто в том, чтобы дышать. Иногда также бывает необходимо применить силу, чтобы сохранить человеческие жизни и свободу, и если такое действие не мотивируется ненавистью или гневом, оно не противоречит ахимсе.

В прошлом многие ошибочно отождествляли ахимсу с принципом ненасилия, который не позволял даже защищать себя или других. Если на вас или на кого-то другого нападают, преследуют или ущемляют в правах, вашим нравственным долгом является сделать все возможное, чтобы предотвратить эксплуатацию или нападение. В этом смысле иногда необходимо применять силу.

2. Благожелательная правдивость (сатья): состоит в том, что за каждой мыслью, словом или действием должно стоять желание благополучия для всех.

Сатья может быть истолкована как относительная правда. Многие наши бульварные газеты говорят правду, но в ней нет чувства благожелательности. Люди - рациональные существа, и поэтому нашими мыслями и поступками должно руководить желание благополучия для всех. Порой для того, чтобы предотвратить нечто худшее, бывает необходимо некоторое искажение фактов.

Представьте, что вы сидите за обеденным столом со своей престарелой матерью (у нее слабое сердце). Вдруг звонит телефон, и вам сообщают о смерти одного из членов семьи. Скажете ли вы об этом матери сразу, рискуя вызвать шок или сердечный приступ, или вы сообщите об этом постепенно и осторожно? Это одна из ситуаций, когда необходимо использование сатьи.

3. Не красть (астея). Ни физически, ни мысленно не брать того, что по праву принадлежит другому. В стремлении к истинному равновесию в наших взаимоотношениях с другими людьми мысль о воровстве так же порочна, как и физическая кража. Различают четыре типа воровства:

  • Физическая кража материального объекта.
  • Планирование кражи без ее совершения.
  • Без непосредственного акта кражи лишение других того, что им принадлежит.
  • Планирование лишить кого-либо того, что ему принадлежит.

Когда человек ворует, в нем развивается инстинкт, пагубный для его духовного роста; даже всего лишь мысль о том, чтобы украсть, усиливает в человеке жадность. Скрытые желания также могут относиться к разновидностям воровства, так как они возникают из зависти. Желательно быть удовлетворенным тем, что имеешь.

Будьте достойны абсолютного доверия. Мы не можем построить здоровое человеческое общество, если поток любви блокируют стены недоверия. Материальные вещи никогда не будут тем, что приносит истинное счастье. Настоящее счастье дает лишь радость единения с Высшим Сознанием. Оно растет вместе с бескорыстной любовью, тогда как жадность и мирские желания делают его недоступным. Помогайте другим быть нравственными в этом отношении, работая для того, чтобы у каждого был необходимый минимум для поддержания жизни.

4. Не-стяжательство (апариграха) означает - не пользоваться благами жизни сверх того, что необходимо для самосохранения. Это экологический принцип - сводить к минимуму потребление ресурсов. Но это также и психологический принцип. Когда мы цепляемся за что-то, что нам на самом деле не нужно, мы вскармливаем наклонность разума, которая идет против течения наших духовных практик. Также правда и то, что чрезмерное наслаждение физическим комфортом ведет к отупению ума и делает духовные усилия затруднительными.

5. Видеть (узнавать) во всем выражение Высшего и быть приверженным Ему (брахмачарья). Это состояние ума, в котором мы видим во всех и во всем выражение Высшего. Для того, чтобы практиковать брахмачарью, необходимо открыть свой разум постижению скрытых глубин мироздания и увидеть, что все формы творения пронизывает единая энергия и единое сознание. У человека, который полностью утвердился в брахмачарье, никогда не возникнет желания причинить вред, солгать, украсть или использовать других ради потакания своим желаниям. Этой Яме следовать трудно, но если мы будем продолжать делать усилие в медитации и стараться применять в жизни другие принципы Ямы и Ниямы, постепенно мы обнаружим, что принимаем такой угол зрения все чаще и чаще. Брахмачарья значит быть постоянно связанным с Брахмой (Космическим Сознанием). Если человек смотрит на каждый объект как на грубую ограниченную форму, материальные предметы настолько завладевают его разумом, что его сознание становится грубым. Истинный дух практики брахмачарьи - относиться ко всем объектам, с которыми приходиться сталкиваться, как к различным выражениям Высшего, а не как к грубым формам. Благодаря этому, даже если разум блуждает от одного предмета к другому, он не теряет своей связи с Высшим, потому что к каждому объекту применено Космическое чувство.

Нияма

1. Чистота (шаоча) - это культивирование чистоты тела и разума. Чистое тело и окружение оказывают очень хорошее влияние на разум, но также необходимо поддерживать внутреннюю чистоту. Шри Шри Анандамурти подчеркивает, что очень важным является развитие сильного, здорового и спокойного тела посредством физических упражнений, асан, или йогических поз, и соблюдения чистой, сбалансированной диеты. Многие люди обнаруживают, что вегетарианская диета помогает им поддерживать ясность и спокойствие в разуме. Для соблюдения шаочи необходимо постоянно уделять внимание тому, чтобы чистота ума не нарушалась такими вещами, как ненависть, сомнение, страх, стыд, ревность, страсть, гордыня и т.п.

Чувство самоотверженности, чувство универсализма является основным средством против загрязнения разума. Тот, кто испытывает искушение или очарован каким-либо объектом, может постепенно избавиться от умственного загрязнения, возникающего из корыстных мотивов, посредством принятия прямо противоположного курса; то есть если вы, например, испытываете жадность, вырабатывайте в себе привычку отдавать, не требуя ничего взамен.

2. Дух удовлетворенности (сантоша) - это состояние комфорта и спокойствия в разуме. Чтобы достичь сантоши, мы можем в течение дня напоминать себе, что помимо беспокойства и напряженности у нас есть большой запас творчества и энергии, который мы можем использовать для разрешения наших проблем.

Часто в течение дня бывают моменты, когда разум не полностью задействован тем, что мы делаем; например, когда мы ожидаем врача, или едем в автобусе, или прогуливаемся, в такие моменты очень полезно повторять про себя мантру (см. страницу о). Это состояние "полумедитации" очень способствует развитию сантоши.

Невозможно достичь удовлетворенности, если постоянно гоняться за благами жизни, потому что все эти блага преходящи. Надо стремиться быть довольным тем, что у нас есть, а не гоняться за материальными приобретениями. Однако это вовсе не означает, что мы должны позволять другим эксплуатировать себя, т.е. если возникает ситуация, в которой вас или кого-то другого эксплуатируют, вы обязаны попытаться как-то воспрепятствовать этому, и совершенно определенно то, что закрывать глаза на эту проблему ради "покоя" не является сантошей.

3. Жертвенность (тапах): принесение в жертву мелких личных удовольствий во имя большей радости служения другим. Это является по-настоящему необходимой частью достижения истинной личностной интеграции. Мы живем не в одиночестве, и как сказал один хасидский святой: "Тот, кто идет в рай один, никогда не достигнет рая". В каждом живом существе живет желание бесконечности, и по мере того, как мы расширяем свой разум в медитации, мы начинаем ощущать остроту этого общего желания. Естественным в этот момент будет стремление поделиться с другими возможностью осуществления этого желания, помогая им физически, интеллектуально и духовно. Осознавая эту общую для всех нас характеристику, мы сочувствуем другим и своим личным примером показываем им путь. Говорят, что истинной мерой духовного прогресса является не то, сколько ты знаешь, а то, насколько ты любишь все живое и все творение. Поскольку главная идея духовной практики заключается в том, чтобы достичь единства со всем сущим, мы не можем думать о ком-либо или о чем-либо, как о чем-то отдельном. Если думать только о личном благополучии и пренебрегать нуждами других, это неизбежно приведет к увеличению чувства обособленности. Существует много форм служения - служение другим людям, другим существам и растениям; фактически на пути к бесконечной цели мы должны пытаться помогать всем формам жизни.

4. Изучение священного писания (свадхьяя): изучение духовных писаний и других хороших книг и понимание их значения. Мы должны делать усилие подняться над догмой и ритуализмом и прикоснуться к истине, стоящей за словами великих святых и провидцев. Отсутствие свадхьяйи привело к упадку многих религий и к многочисленным заблуждениям у большого числа людей. Мы не должны слепо принимать чьи-либо слова без глубокого личного проникновения в их смысл.

5. Обретение приюта в Высшем (ишвара пранидхана) - это последний принцип Ниямы, и он является ключом ко всем остальным. Ишвара пранидхана подразумевает "медитацию". Этот принцип означает осознание того, что единство с Высшим, или с Космическим Сознанием, является целью жизни; и движение с возрастающей скоростью к достижению этой цели. Ишвара значит "контролер вселенной", пранидхана - "ясное понимание чего-либо" или "обретение приюта". Отсюда ишвара пранидхана предполагает утверждение в космической идее, принятие ишвары как главного идеала в жизни. Это всецело является ментальным усилием и состоит в том, чтобы с помощью медитации ускоренно двигаться к высшему убежищу. Базовая техника ишвара пранидханы

Меню сайта

Форма входа

Рассылки Subscribe.Ru
Всепоглощающая йога
Подписаться письмом

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0