«Последователи большинства духовных традиций делают киртан. Единственная причина столь огромной популярности киртана состоит в том, что он пробуждает в человеке нежные духовные чувства».
П. Р. Саркар
Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал удивительную связь с чем-то большим, чем он сам. Л. Толстой описал пример этого состояния в романе «Война и мир»: Андрей Болконский, умирая под небом Аустерлица, переживает единение со всем русским народом. Подобный опыт дает человеку чувство полноты и восторга своим существованием, а в наивысшем своем проявлении, – любви ко всему творению (как можно не любить часть себя?!). Американский психолог А. Маслоу назвал такие переживания «пиковыми» и доказал, что они характерны для психологически зрелых, успешных и активно реализующих свой потенциал людей.
Обычно эти ценные состояния редки, кратковременны и умеренны по интенсивности. С точки зрения раджадхирадж йоги, это происходит потому, что естественная способность человека переживать трансперсональный (т. е. внеличностный) опыт не подкреплена соответствующей духовной практикой. Методичное следование духовной дисциплине культивирует в человеке эту способность, а «пиковые» состояния становятся неотъемлемой частью его повседневной жизни. Простой и, в тоже время, действенной практикой раджадхирадж йоги, помогающей духовному искателю в переживании высших состояний сознания, является киртан.
Киртан является очень древней, обычно ассоциирующейся с религией, практикой. Знание рациональных основ киртана поможет читателю составить непредвзятое мнение о нем и разглядеть сквозь эзотерический туман ясные очертания чрезвычайно полезного метода. Что же такое киртан?
Санскритский корень глагола kirtt означает «произносить что-либо громко, так, чтобы другие также могли слышать». Таким образом, киртан означает «громко провозглашать великолепие Высшего Сознания для того, чтобы все слышали»
Киртан в йоге отличается от ритуальных религиозных песнопений. Задача духовного искателя – в том, чтобы выйти за границы своей личности. Для этого ему нужно на время забыть свое Я, целиком отдавшись трансцендентной, лежащей за пределами материального мира и сознания, идее. Это противоположно эгоцентричному духу молитвы и восхваления ради собственного благополучия. К тому же все действия в киртане имеют свой внутренний смысл и могут быть рационально обоснованы. В то время как ритуалы догматичны и часто служат внешним целям воздействия на людей через демонстрацию величественности и таинственности происходящего.Киртан – это вид динамической медитации. Секрет эффективности этого метода кроется в его всестороннем воздействии на человека. Киртан охватывает три сферы воздействия и состоит из трех соответствующих элементов (они пронумерованы в порядке уменьшения их значимости; см. таблицу). Рассмотрим их более подробно.
Современная наука только начала приближается к постижению связи между звуками и человеческим сознанием. Так новосибирский педагог Н. Бороздин посредством музыки развивает детей, которых официальная дефектология считала до сих пор безвозвратно потерянными для общества, «необучаемыми». Эти дети имеют серьезные отклонения в психическом и физическом развитии (такие, как синдром Дауна, например). Тем не менее, среди выпускников школы Н. Бороздина есть мальчик, углубленно изучающий иностранные языки, и девушка, закончившая ВУЗ и поступившая в аспирантуру. Эти и другие феноменальные результаты не имеют до сих пор адекватного научного объяснения.
Таблица. Элементы киртана и их воздействие на человека.
Сферы
воздействия |
Составляющие
элементы |
Основные
эффекты |
1) Духовная | 1) Пение мантры | 1) Активизация духовной энергии |
2) Психическая | 2) Идеация | 2) Приостановка мысленного диалога; созерцательность сознания |
3) Физическая | 3) Танец | 3) Стимулирование шишковидной железы; контроль над сенсорными органами |
Практикующие йоги много тысячелетий тому назад интуитивно познали тайну влияния акустических волн на чакры - энергетические центры, располагающиеся в человеческом теле. С целью точного использования этого эффекта ими был создан санскритский алфавит, каждый акустический корень (буква) которого соответствует той или иной чакре. Звуки мантры киртана, написанной на санскрите, активизируют и направляют духовную энергию человека в высшие чакры. Одновременно с этим в нем просыпается желание трансперсональных переживаний. Он может начать чувствовать неизведанные до сих пор покой, любовь, экстаз, сопровождающиеся ощущением выхода сознания за пределы личности. Мир вокруг при этом воспринимается, как продолжение своего «Я», преодолевается разделенность личности и других объектов, исчезает чувство одиночества.
Хотя эффект от киртана можно ощутить, просто слушая или повторяя мантру, для лучшего результата необходима идеация или создание и удерживание идеи в разуме. Идея киртана выражена в глубоком значении мантры «баба нам кевалам». Баба на санскрите означает "самый любимый”, нам означает "имя” и кевалам "только”: «Только имя моего любимого». Эту мантру можно перевести, как "Все в этой вселенной является выражением бесконечного блаженства”. Повторяя мантру, духовный искатель концентрируется на идее: "все, что я чувствую, слышу, осязаю или вижу, я воспринимаю как всепроникающую космическую любовь”.
Концентрация сама по себе помогает духовному искателю приостановить бесконечный мысленный диалог в своем разуме. О чем чаще всего мы думаем? О том, что уже произошло, или о том, что будет. И, конечно же, о себе! Зачастую эти мысли носят беспокойный и негативный характер. В состоянии «ментальной паузы» в разуме доминирующим становится чувство «я есть»; хаотичный поток смысловых ассоциаций, требующих больших затрат психической энергии, иссякает. Тогда человек может ощутить глубокий покой и пережить совершенство настоящего момента.
В то же время, важен и объект концентрации разума. Смысл мантры киртана абсолютно позитивен. Осознавание всего творения в качестве проявленной любви и блаженства рождает в духовном искателе только позитивные чувства.
Когда он подавлен и теряет веру в себя, киртан вновь напоминает: не о чем беспокоится - все есть лишь выражение космической любви. Поэтому идею киртана очень легко принять и растворить в ней свои Я-центрированные помыслы. Повторяя мантру, йог думает: «Меня нет. Есть только бесконечное блаженство». Погружение в идею мантры позволяет ему каждой клеточкой прочувствовать единство с бесконечностью. Таким образом во время киртана в разуме происходит замена негативных и эгоцентрированных мыслей на позитивную и трансцендентную идею.Физический элемент киртана – это танец Лалита Мармика. Лалита означает счастливое настроение, наслаждение блаженством. Мармика – это то, что трогает до глубины души. Когда люди испытывают исключительную степень радости и доверия, им хочется максимально раскрыть свои объятия. Противоположное тоже верно: когда мы раскрываем свои руки, это заставляет нас почувствовать радость. Поэтому руки танцующих во время киртана раскрыты и подняты над головой. Эта поза выражает следующее: «Я выбираюсь из своей скорлупы и двигаюсь навстречу вселенной». За счет использования этих символичных жестов и позы усиливается чувство универсальной любви и доверия ко всему сущему.
В раскачивающихся движениях танца разум успокаивается точно так же, как и ребенок на руках матери. Ритмичные шаги (верхушка большого пальца одной ноги слегка ударяет позади пятки другой ноги, с одновременным небольшим приседанием на ней) разминают суставы и стимулируют шишковидную железу. Особая функция шишковидной железы заключается в том, что она вырабатывает мелатонин, гормон, воздействующий на все другие железы и вызывающий состояние блаженства. Танец очень прост, и поэтому он может исполняться долгое время без какой-либо усталости в теле.
Когда выполняется киртан, духовный искатель контролирует все свои сенсорные и моторные органы. Его глаза закрыты, голосовой аппарат издает звуки, уши их слышат, ноги и руки задействованы в танце. Это помогает ему не отвлекаться на сигналы, поступающие из внешнего мира физических объектов, и удерживать разум направленным на внутреннюю цель. Вовлечение органов восприятия в процесс движения к духовной цели только способствует этому.
Таким образом, ни одна из сфер существования человека не остается неохваченной киртаном: и дух, и разум, и тело практикующего киртан объединены общим устремлением. Духовные, психические и физические волны сливаются в единый и целеустремленный поток. Это позволяет даже неопытному духовному искателю с легкостью переживать опыт, обычно доступный лишь избранным: великим мистикам и творцам искусства. Для искушенного же в духовных практиках йога киртан является наилучшей прелюдией к медитации: пробуждающей дух, настраивающей разум и тело.
В настоящее время на волне интереса к духовному наследию человечества все более становятся популярными такие методы, как медитация, холотропное дыхание, шаманские трансовые практики, сталкинг по К. Кастанеде и многие другие. Однако, далеко не все они доступны для желающих исследовать область высших переживаний. Большинство из них требуют наличия квалифицированного наставника[3] , специально оборудованного места, участия других людей и т.д. Киртан же прост, доступен и не требует подготовки. Он действительно способен стать частью образа жизни современного духовного искателя. «Поэтому делайте киртан, пойте киртан, повторяйте киртан всегда и везде, когда это возможно», - говорит мастер йоги и медитации П. Р. Саркар, рекомендациям которого следуют тысячи людей во всем мире.
[3] В раджадхирадж йоге, например, научиться «продвинутой» медитации можно только у специально подготовленного учителя.
Список использованной литературы (дан без указания страниц и выходных данных, т. к. использовался электронный вариант книг).
1. Sarkar P. R SUPRA-AESTHETIC SCIENCE AND MUSIC // A Few Problems Solved Part 4.
2. Sarkar P. R. SA'DHANA', ABHIDHYA'NA AND KIIRTANA // A'nanda Vacana'mrtam Part 8.
3. Sarkar P. R. Song, Dance and Music // A'nanda Vacana'mrtam IV.
4. Ачария Дхармаведананда Авадхута. Кто боится тантрического гуру? (Мистические приключения Ачарьи Дхармаведананды Авадхуты).
5. Маслоу А. Мотивация и личность.
6. Бороздин Н. Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы «Школы Бороздина».
[1] Так трактуется киртан, согласно мастеру раджадхирадж йоги Прабхату Ранджану Саркару. Существуют и другие определения: «Воспевание имени Бога и т.д.»
[2] Хотя возникающая иногда тоска по бесконечному также нормальна.