Практику йоги невозможно представить без позы треугольника. Она одновременно укрепляет все тело и делает его более гибким и именно поэтому присутствует почти в каждом нашем занятии. "Уттхита" означает протянутый, вытянутый, "трикона" ("три" - три, "кона" -угол) - треугольник. Это поза вытянутого треугольника.
Краткое описание Уттхита Триконасаны
1. Встаньте прямо в
2. На вдохе прыжком расставьте ноги на расстояние примерно одного метра и вытяните руки в стороны на одной линии с плечами. Ладони смотрят в пол.
3. Поверните правую ногу на 90° вправо. Поверните левую стопу немного внутрь. Напрягите колени и бедра. Сделайте один или два вдоха и выдоха.
4. Вдыхая, наклоните туловище направо. Возьмитесь правой рукой за правую лодыжку
5. Поднимите левую руку так, чтобы она была на одной линии с плечами и правой рукой. Левая ладонь смотрит вперед. Вытягивайте обе руки, локти напряжены все время.
6. Поверните шею и смотрите на большой палец левой руки.
7. Это конечное положение асаны. Дышите нормально и
оставайтесь в этом положении 20-30 секунд, обращая внимание на
следующие моменты:
(I) мышцы бедер должны быть напряжены, а коленные
чашечки втянуты и подняты вверх;
(II) задняя сторона левой ноги, бедра и задняя
поверхность грудной клетки должны быть в одной плоскости;
(III) расширьте грудную клетку, для этого втяните
лопатки внутрь.
8. Теперь на вдохе поднимите правую ладонь от лодыжки, поднимите туловище и вернитесь в положение данной техники, а затем в положение 2.
9. Повторите эту позу в левую сторону, следуя пунктам 3-8 и заменяя слово «правый» на слово «левый» и наоборот. Выдохните и прыжком встаньте в Тадасану.
Особые замечания:
(1) Пока вы находитесь в положении 2, ступни должны
быть направлены прямо, не позволяйте им поворачиваться в стороны.
(2) Вытягивайте пальцы ног, но не напрягайте их.
(3) После того как повернете правую стопу в сторону, следите за тем, чтобы лодыжка, колено и средняя часть бедра были на одной линии.
(4) В положении 3:
(I) в то время, когда поворачиваете правую стопу, не
сгибайте левое колено;
(II) левая рука должна оставаться устойчивой и не
должна ни подниматься, ни опускаться;
(III) туловище не должно наклоняться вправо. Анальное
отверстие и голова должны оставаться на одной линии.
(5) Те начинающие, кому трудно сгибаться, могут браться рукой не за лодыжку, а за голень.
Тонкости выполнения Уттхита Триконасаны:
- Для усиления эффекта упражнения, в конечной фазе,
можно немного перенести вес тела на запястье расположенной внизу руки и,
опираясь не неё, создать дополнительное усилие по скручиванию
позвоночника, развернув туловище в плоскость, перпендикулярную
поверхности пола.
- Голова по мере наклона туловища разворачивается в сторону поднятой вверх руки, задавая скручивание позвоночника. Таким образом выполняется требование расположения рук на одной вертикальной прямой и создаётся большое напряжение в основании позвоночного столба и тазобедренных суставах ног. При этом позвоночник не выгибается дугой вверх, а выпрямлен и перпендикулярен линии, соединяющей верхние точки подвздошных костей таза. Верхняя и нижняя боковые стороны туловища одинаково растянуты, а наклон совершается в основном за счёт бокового наклона таза.
- При выполнении асаны почувствовать энергетическую связь между ладонями рук.
- Расположенная вверху рука стремится ввысь, растягивая грудную клетку.
- Продолжительность вдоха равна продолжительности выдоха, задержка дыхания после выдоха максимальна.
- При затруднениях выполнения Уттхиты Триконасаны классической, таких как слабая гибкость и/или равновесие, можно использовать опору (стул или деревянный кирпич), а также выполнять ее стоя у стены.
- При выполнении дополнительного варианта Уттхиты Триконасаны очень важно следить за выпрямленностью одноимённой с наклоном ноги, колено не должно проваливаться вниз. На этапе разучивания, во избежание травм, лицам с хорошо выгибаемыми коленями необходимо выполнять наклон с согнутой в колене ногой.
Противопоказания:
- Травма шеи (не смотреть вверх)
- Низкое кровяное давление
- Недостаточность кровообращения
Подробное описание Уттхита Триконасаны
Постановка Ног. Начните с определения оптимального для вас расстояния между стопами. Положение ног должно быть комфортным и устойчивым, но в то же время не следует ставить стопы слишком близко друг к другу. Поставьте ноги на ширину чуть больше метра, стопы параллельны друг другу. Полностью разверните правую ногу наружу: пальцы и колено должны смотреть строго вправо.
Поставьте правую пятку на одну линию с левой. Затем
заверните левую стопу внутрь на 15–20 градусов. Согните правую ногу так,
чтобы колено оказалось над пяткой, затем взгляните на правое бедро –
оно должно быть параллельно полу. Если это не так, увеличьте расстояние
между стопами: оставляя правую ногу согнутой, продвигайте левую стопу
дальше от правой, до тех пор пока правое бедро не станет параллельно
полу. И снова выпрямите правую ногу – это и есть ваше индивидуальное
расстояние для Уттхита Триконасаны. Если мышцы ног не
очень эластичны, а тазобедренные суставы недостаточно подвижны, вам
будет сложно удерживать переднее бедро параллельно полу, не испытывая
напряжения в ногах, коленях или пояснице. В этом случае первое время
ставьте стопы ближе друг к другу.
Вход в Асану. Первый шаг на пути к освоению Уттхиты
Триконасаны сделан, и можно двигаться дальше. Возьмите кирпич и
поставьте его на высокую грань за правой стопой. Если, войдя в позу,
почувствуете, что можете опустить ладонь ниже, поменяйте положение
кирпича.
Разведите руки в стороны, параллельно полу. Вытягивайте их интенсивно. Представьте, что они становятся длиннее с каждым выдохом. Тянитесь макушкой вверх, удлиняя позвоночник. Плотно прижмите внешний край левой стопы к полу. Поднимайте правую сторону таза, удаляя ее от правого бедра. Подтяните колени. Глубоко вдохните, опуская левую руку на талию, и переведите взгляд на кончики пальцев правой руки. На выдохе медленно опускайтесь вправо, делая наклон от тазобедренного сустава и равномерно удлиняя оба бока.
Опустите правую руку на кирпич, плотно прижмите к нему ладонь, но не переносите на нее вес тела. Левой рукой тянитесь вверх к потолку. Дышите глубоко и спокойно, наблюдая, как расширяется грудная клетка и дыхание становится свободным.
Начиная осваивать Уттхита Триконасану, ученики часто стремятся наклониться как можно ниже, при этом корпус смещается вперед, а таз – назад. Чтобы избежать этой ошибки, опускаясь, старайтесь удерживать их в одной плоскости со стопами.
неправильно |
неправильно |
неправильно |
Пребывание в Асане. Войдя в Уттхита
Триконасану, постарайтесь выровнять позу. Начните со стоп:
убедитесь, что подушечки под большими пальцами, области под мизинцами,
внешние и внутренние края пяток плотно прижаты к полу, вес тела
распределен между ними равномерно, а правая стопа по-прежнему завернута
внутрь. Несколько раз оторвите пальцы ног от пола и вытяните их вперед –
это поможет лучше осознать стопы и оживить асану в целом. И снова
плотно прижмите подошвы к полу. Следите за тем, чтобы коленная чашечка
смотрела точно вправо, для этого активно разворачивайте правое бедро
наружу. Втягивайте мышцы верхней части бедра.
Теперь сконцентрируйте внимание на области таза и живота: они должны смотреть строго вперед. Сделать это не всегда легко, особенно если тазобедренные суставы недостаточно подвижны. Направляйте правую ягодицу и копчик к левой пятке и поднимайте левую часть таза до тех пор, пока живот и грудная клетка не развернутся точно вперед. Следите за тем, чтобы при этом бедро и колено правой ноги не заворачивались внутрь. Вы не должны чувствовать дискомфорт в нижней части спины. Не стоит "брать позу штурмом” – исходите из своих возможностей. Не страшно, если сразу не удастся развернуть таз полностью.
Старайтесь равномерно вытягивать оба бока – не сжимать правый и не округлять левый. Если добиться ровности не получается, опустите ладонь на более высокую опору, например на сиденье стула. Относитесь с уважением и любовью к своему телу и помните: поза не станет менее эффективной, если вы наклонитесь не очень глубоко.
Активно
вытягивайте руки – пусть они будут подобны лучам, исходящим из самого
сердца. Отводите плечи от головы. Левая рука должна быть направлена
строго вверх, не позволяйте ей отклоняться вперед или назад.
Разворачивайте грудную клетку к потолку и направляйте грудину к
подбородку. Начиная осваивать позу, смотрите вперед, а не вверх. Пусть
взгляд будет мягким, а ум – спокойным. Дышите ровно и глубоко.
Наблюдайте за своим телом: все ли части тела сохраняют правильное
положение? Почувствуйте, как с вытяжением в теле образуется
пространство.
Выход из Асаны. Задержитесь в асане на 8–10 циклов дыхания, затем на выдохе сильнее прижмите левую стопу к полу. Со вдохом поднимитесь, максимально вытягивая левую руку. Опустите ладони на талию и разверните стопы до положения параллельно друг другу. Снимите все напряжение перед тем, как выполнить позу в другую сторону.
Варьируйте позу. Регулярно выполняйте Уттхита Триконасану и не бойтесь экспериментировать: например, изменяйте расстояние междустопами или разворачивайте таз под разным углом. И, наконец, время от времени делайте Триконасану, начисто забыв об инструкциях. Пусть вас направляет дыхание. Просто пребывайте в асане, наблюдая за возникающими ощущениями. (Yoga Journal)
Дополнительное описание Уттхита Триконасаны
Исходное положение ног в этой асане
требует специального внимания. Дело в том, что у всех людей пропорции
конечностей различны, к этому добавляется разница в росте и комплекции. И
сразу возникает вопрос: какова в каждом конкретном случае ширина
постановки ног? Ответ: исходное положение в этой позе для любого
человека будет таким, когда, - склонившись вбок с позвоночником, более
или менее параллельным полу (в грудной его части), - рука, опущенная
перпендикулярно вниз, окажется расположенной посередине отрезка от
коленного до голеностопного суставов одноименной ноги. Или можно сказать
так: эта рука коснется пола посередине горизонтальной проекции
упомянутого отрезка.
В отличие от подхода Айенгар-йоги, где все делается
слишком резко, рвано, быстро, я не рекомендую в "стоячих” асанах ставить
ноги в исходное положение прыжком, как и не советовал бы прыжком
возвращаться в исходное положение. На самом деле эти кенгуровые замашки в
классической практике совершенно не к месту. Резкие движения
дополнительно возбуждают сознание, и без того перегретое реальностью, а
задача йоги - уравновесить его, поэтому все движения при переходах из
позы в позу должны быть неспешными, расслабленными и мягкими, чтобы
человек не дергался, двигаясь рывками, как Буратино в плохом мультике.
Итак, обратимся к постановке ступней. Во всех позах,
которые выполняются "стоя”, стопы всегда ориентированы таким образом, чтобы ступня ноги, к
которой мы наклоняемся (или в сторону которой делаем выпад, то есть
сгибаем колено) располагалась в плоскости ног и туловища, то есть была
направлена вбок, параллельно стене, если мы стоим к ней спиной. Другая
же стопа всегда образует с первой только острый угол от 45° до примерно
70*. Во время выполнения любой "стоячей” позы подошвы обеих ступней
должны быть плотно прижаты к полу, что достигается далеко не сразу.
Более того, школа Айенгара настаивает на том,
чтобы они были прижаты к полу настолько плотно, чтобы вес тела
распределялся на площадь каждой ступни равномерно, фактически не
различаясь по отдельным ее участкам. Только тогда некая точка в центре
подошвы, которую они называют "глазом бога Бургу”, якобы будет плотно
контактировать с опорной поверхностью, что характеризует необходимое
состояние и положение ног.
Это, безусловно, "высший пилотаж”, который по-моему
только сбивает с толку, ибо начинающему сразу приходится разрешать
несколько взаимоисключающих проблем. Кроме удержания ступней в полном
контакте с полом в "Уттхита Триконасане”, ноги должны быть прямыми в
коленях и чашечки их подтянутыми вверх. Туловище же, опустившись вбок,
располагается у вертикальной плоскости, которой вы для контроля
касаетесь спиной.
Все эти бесконечные подробности, мелочные, не
существенные требования и нюансы дают возможность системе Айенгар-йоги
хоть что-то говорить об асанах кроме описания голой их геометрии
которая, особенно в "стоячих” позах, чрезвычайно проста и быстро
запоминается. Детализации придается здесь такое значение, потому что
внимание занимающихся нужно чем-то занять при отсутствии реального
смысла с одной стороны, - и отвлечь от его поиска в предлагаемой,
скудной по сути информации - с другой.
Обычно гибкость человека среднего возраста, незнакомого с
йогой, весьма посредственна. Мало того, что достать рукой пол в
«Триконасанах» - задача трудно выполнимая, но еще и под коленями тянет
противно, и туловище не разворачивается, - что же делать?
Во-первых: все "стоячие” асаны следует выполнять, как я
уже говорил, у стены. Айенгар в 1989 году заявил в шутливой форме, но
вполне серьезно, что в "стоячих” позах стена - лучший учитель, и тут он
абсолютно прав.
Итак, мы расположились у вертикальной плоскости таким образом, чтобы ступня ноги, к которой мы собрались наклоняться, была на расстоянии 10-15 см. от стены и ей параллельна. Тогда пятка противоположной ноги, - при развороте до необходимого угла, - будет этой стены касаться. Установив ноги таким образом на определенную заранее ширину, я начинаю с выдохом опускать туловище вбок, скажем - вправо. При этом обе лопатки не теряют контакта со стеной, особенно верхняя левая, которая не должна отрываться ни на сантиметр.
Следует так двигаться вниз до тех пор, пока не возникнет сопротивление в боках или в ноге, к которой я опускаюсь. Как только затруднение появилось и ощущения - неважно где! - стали явными, я должен, упираясь (где удобно, но по возможности вертикально, а не наискось) правой рукой в правую же ногу (и с прижатыми к стене лопатками) и распределив на нее часть веса туловища, остаться в таком положении, с прямыми в коленях и натянутыми струной (но без лишнего напряжения!) ногами, - при этом туловище расслаблено! Верхняя рука уходит в зенит, нижняя - в надир.
То есть хотя она и упирается в ногу либо пол, но
перпендикулярна последнему. Одновременно я разворачиваю голову влево
так, чтобы без особого напряжения в шее глядеть на большой палец левой
руки, которая находится вверху. В таком положении я наблюдаю за дыханием
в ноздрях, живот абсолютно расслаблен. Еще раз обратим внимание на
упомянутую выше тонкость: если ноги слишком расслабленны, то любая
"стоячая” асана будет неустойчивой. По мере адаптации к этим позам
следует постепенно отказываться от стены, твердо становясь на
собственные ноги. Для контроля можно лишь чуть касаться ее спиной, а
впоследствии выполнять асаны без всякой поддержки и опоры.
С другой стороны и перенапряжение ног является ошибкой,
приводя к тому, что вместе с ними в недопустимой степени
"прихватываются” сознание и все тело, а это уже не что иное, как
паразитная работа, которая совершенно не нужна и является помехой к
верному исполнению позы и всей практики в целом. Следовательно нужно
"поймать” такой сектор интенсивности натяжения ног, чтобы они оставались
достаточно жесткой, неизменяемой конструкцией, а туловище при этом было
способным максимально расслабиться, тогда в поясе оно может быть
свободно согнуто либо скручено. Таким образом мы приходим к полярному по
характеру нагрузки режиму работы тела: все работающее в асане -
напряжено только в необходимой мере, минимально, без излишества, все не
задействованное – расслабленно до такой степени, насколько это вообще
возможно.
В Уттхита Триконасану следует
наклоняться на выдохе, дышать в позе свободно и со вдохом подниматься в
исходное положение так, чтобы скорость сгибания-разгибания не сбивала
дыхательную размеренность и покой. Такое требование диктует определенную
замедленность движений по входу в позы и выхода из них.
Итак - выдох при сгибании, свободный вдох - и мы снова
дышим нормально, спокойно, расслаблено и непринужденно, но уже находясь в
данной позе. При этом рисунок дыхания и его параметры (объем, глубина
вдоха-выдоха, их соотношение, частота и т.д.) изменились одновременно с
конфигурацией тела, стали иными, присущими форме именно этой асаны. Но с
другой стороны дыхательный процесс остался столь же естественным, хотя
и в новых пределах, и свободным, - как если бы мы форму вообще не
меняли!
Это один из центральных моментов практики
Хатха-йоги, его следует четко осознать, и совершенно неважно, о каких
асанах идет речь - "стоячих”, "лежачих”, перевернутых и так далее -
принцип, сформулированный выше един и универсален для всех асан без
исключения. Вот почему мы постоянно находим в "Йога дипике” Айенгара
слова о том, что в трудных позах дыхание оказывается поверхностным,
частым либо затрудненным в зависимости от сложности формы, - но так и
должно быть. Кроме того нервная «составляющая» мышечных усилий в
статических асанах не должна влиять на дыхание, затрудняя его
дополнительно, кроме самой формы - вот в чем загвоздка!
Для прояснения ситуации с дыханием можно представить
следующую модель: допустим, я спокойно расхаживаю по комнате
определенной формы. Затем эта форма плавно меняется, а я все так же
неспешно, мерным шагом, передвигаюсь уже в новых границах. Хотя,
конечно, с дыханием немного не так, - чтобы примерно сохранить объем
прокачиваемого за единицу времени через легкие воздуха его частота
автоматически растет.
Если соблюдать сказанное, то процесс выполнения асан
вызывает полное расслабление мышц живота и диафрагмы - что субъективно
оценивается как легкость и комфорт в абдоминальной области, в "потрохах”.
Это весьма важный признак, говорящий о том, что внутрибрюшное и
внутригрудное давление если и растет, то незначительно!
Чтобы грамотно выйти из позы необходимо, сделав в ней
очередной выдох, плавно, не напрягаясь, подняться в исходное положение с
этим немного растянутым вдохом, затем - произвольный выдох, вдох - и я
снова вернулся к прежнему дыхательному рисунку, словно ничего и не было!
Если же после возвращения в исходное положение прежний
рисунок спокойного дыхания восстановился не сразу, оно сбилось, стало
затрудненным, значит я допустил следующие ошибки, - по отдельности, все
вместе либо в разнообразных сочетаниях:
- слишком быстро изменил форму;
- превысил необходимое и полезное время выдержки;
- излишне напрягался;
- форма оказалась непосильной, завышенной по сложности;
Отсюда именно сохранение дыхания покоя или же его утеря
могут быть показателями достоверности практики асан.. Следует ли
прилагать сознательное усилие с тем, чтобы улучшить форму асаны, уже
находясь в ней? Конечно нет, поступая подобным образом мы нарушаем
принцип "действия не действием” и, кроме того, в позах предельных по
форме минимальное произвольное движение, усилие или даже только
посторонняя мысль (хотя в технологии классической практики все мысли -
посторонние) способны превратиться в непосредственно травмирующий
фактор.
Вообще на первых порах "стоячие”
асаны лучше выполнять не только возле вертикальной плоскости, но и с
помощью самых разнообразных опора и поддержек. Тело и сознание должны
адаптироваться, и создание для этого облегченных условий - подход
грамотный. Но главное и самое трудное это выполнение асан йоги без
"примеси” себя. Должно быть так: тело делает позы, а то, что есть "Я”
равнодушно наблюдает за этим процессом, пассивно ощущая его. Выполнить
асану качественно это значит сделать ее так, как она сегодня может
получиться, - без лишних усилий, напряжения, ощущений, которые не
позволят уравновеситься телу и сознанию.
Противопоказания к Уттхита Триконасане
немногочисленны: это период месячных для женщин, обострение расстройств
или заболеваний внутренних органов.
Эффект от практики Уттхита Триконасаны
Физический эффект: Уттхита Триконасана тонизирует
мышцы ног, растягивает своды стоп, икры, подколенные сухожилия и пах.
Стабилизирует и укрепляет ноги и туловище. Вытягивает позвоночник и
повышает подвижность грудной клетки. Делает более гибкими и эластичными
бедра и позвоночник. Раскрепощает гортань, грудь, плечи и бёдра.
Триконасана укрепляет и омолаживает нервную систему. Препятствует
окостенению хрящевых тканей и отложению солей. Исправляет небольшие
деформации нижних конечностей. Укрепляет лодыжки и развивает грудь.
Тренирует вестибулярный аппарат. Улучшает работу лёгких, очищает кровь,
усиливает мышечную выносливость. Улучшает пищеварение и кровообращение.
Терапевтический эффект: Снимает боли в спине и шее. Лечит остеохондрозы. Предохраняет от прострела (люмбаго) и невралгии седалищного нерва. Ускоряет выздоровление после инфекционных заболеваний. Способствует рассасыванию ядовитых накоплений в организме. Даёт облегчение при менструальных расстройствах. Устраняет угри, фурункулы и прыщи, придаёт румянец коже вообще и коже лица в частности. Даёт облегчение при головных болях при нарушениях кровяного давления.
Психический эффект: Уттхита Триконасана даёт чувство уверенности и подвижности. Вырабатывает изящество. Формирует способность к концентрации иазвивает силу воли. Стимулирует умственную деятельность. Снижает стресс.