Син и цюань также именовался синь и цюань (воля, идущая из сердца), Син и цюань (действующий разум), синьи лю-хэ-цюань (разум сердца шести соответствий) и люхэ цюань (шесть соответствий). Название Син и цюань связано с тем, что в этом стиле много подражаний животным: дракону, тигру, обезьяне, лошади, петуху, ястребу, ласточке, змее, аллигатору, верблюду и др. В этих "звериных" стилях подражания особо выделялись, к примеру, дерзость тигра, ловкость обезьяны, соответствующие повадкам этих животных. Потому стиль и стали именовать Син и цюань (разум в виде формы-образа). Другие видели смысл названия в высшей степени единства внутренней воли "и" и внешней формы "син", опирающегося на древнее изречение "сердце-разум внутри, конечности и туловище снаружи". Отсюда и название Син и цюань.
Син и цюань - прекрасное искусство для здоровья, основывается на пяти первоэлементах (вода, дерево, огонь, земля, металл.) Если есть в организме нарушения в различных системах, которые относятся к этим элементам, то проявляется болезнь. С помощью формы син и возможно устранить дисгармонию, и восстановить балланс первоэлементов, так организм восстанавливается и далее укрепляется, затем можно приступить и к технике боя. На самом деле внутренние боевые искусства уделяли внимание боевым аспектам и здоровью равную значимость.
По преданию, родоначальником образного стиля считается легендарный мастер и национальный герой Юэ Фэйсо, живший в эпоху Сун. Однако этому нет подтверждения в достоверных источниках. Большинство исследователей считают основателем этой школы Цзи Лунфэна (в некоторых источниках он известен как Цзи Лун, Цзн Фэн, а также Цзи Лунфэн, где "лун" можно перевести как выдающийся, а "фэн" — величественный, но возможно и другое истолкование, где "лун" — дракон, а "фэн" — ветер, вихрь, что в переводе означает Дракон-вихрь), который жил в период заката династии Мин и воцарения Цин. Таким образом история Син и цюань исчисляется тремя столетиями, а расцвет этой школы приходится на период Цин, когда этот стиль стал наиболее популярным в провинциях Шаньси, Хэнань, Хэбэй и когда уже появилось множество его ответвлений.
В составе Син и цюань имеются три базовые стойки, пять первоэлементов, а также двенадцать "звериных" стилей (дракона, тигра, обезьяны, лошади, петуха, ястреба, ласточки, змеи, аллигатора, верблюда, орла и медведя). Пять первоэлементов соответствуют пяти силам: пи — расщепление, бэн — крушение, цзуань — сверление, пао — выстрел, и хэн — перечить. Все эти элементы являются основой для образования комплексов таолу. Главные из них: приемы, выполняемые руками, — ввинчивание вверх и опрокидывание вниз; техника перемещений — наступление, отход, уклоны и вращения. Пять сил и двенадцать "звериных" образов не только воспроизводят какой-то комплекс движений, по и объединяют эти движения в одно целое. Упражнения, объединяющие пять сил, именуются цзинь-туй лянь-хуань-чжан (цепь последовательных движений ладони взад и вперед). Объединение двенадцати "звериных" образов носит название цза-ши-чуй (булавы различной формы). Комбинации "звериных" образов различны и называются: "десять больших образов", "четыре приема", "двенадцать булав", "работа с ба-цзы" (гороскопом), "медведь выходит из пещеры", "поединок дракона с тигром". Кроме того, существует масса других приемов, связанных с одиночной подготовкой. В парных упражнениях используются такие комбинации: "пять сил порождают победу", "девять ковшей", "притаиться перед выстрелом", "пять фейерверков", "орудие, сокрушающее горы", "восемь соединенных булав", "три ручные пушки" и др. Вот некоторые комбинации с оружием: "закрыть крыльями ветер", "три талантливых меча", "длинная сабля", "длинный меч", "длинная палка", "длинное копье" и др.
Самое важное в Син и цюань
Самое главное в Син и цюань — это необходимость уделять серьезное внимание лю-хэ — шести соответствиям, сань-цзе — трем сочленениям, ба-яо — восьми требованиям, и ци-шунь — семи покорностям. Шесть соответствий подразделяются на три внешних и три внутренних. К внутренним относятся: соответствие сердца и разума, разума и энергии Ци, энергии ци и силы Ли. К внешним — соответствия рук и ног, локтей и колен, плеч и бедер. Три сочленения — это то, что описывается выражением "верхнее звено поднимает, среднее сопровождает, нижнее побуждает". Если иметь в виду все тело, то голова и верхние конечности являются верхним звеном, туловище — средним, а нижние конечности — нижним или коренным сочленением. Если рассматривать руку, то верхнее звено здесь кисть, среднее — локоть и нижнее — плечо. Для ног соответственно ступня, колено и бедро. Достигая соблюдения норм "трех сочленений", необходимо сохранять и целостность всего тела, и единство внутреннего и внешнего.
"Восемь требований" включают в себя понятия:
- кончик или вершина (голова должна быть вверху, ладонь — впереди, кончик языка — вверху);
- закрытость (плечи, тыльная часть рук и ног, зубы должны быть закрыты);
- круг (грудь колесом, спина округлая, ладонь, между большим и указательным пальцами, круглая);
- ловкость (сердце чуткое, глаз сметливый, рука ловкая);
- охват (средоточие дань-тянь, сердце-разум и ребра — обнимают, охватывают);
- опускание (плечи, локти и энергия ци опущены вниз;
- сгибание (руки, ноги и запястье чуть изогнуты);
- выпрямление (шея, позвоночник и колени должны быть выпрямлены).
Благодаря реализации этих понятий в практике упражнений обеспечивается пропорциональное развитие всех частей тела. В атаке особое внимание следует уделять рубящим, режущим, охватывающим, распарывающим, отражающим и тому подобным действиям.
"Семь покорностей" подразумевают
- "плечо побуждает локоть, и локоть перечит плечу";
- "локоть побуждает кисть — и кисть не противится локтю";
- "кисть побуждает пальцы, и они не противятся кисти";
- "талия побуждает бедро, и оно покоряется талии";
- "бедро побуждает колено, и оно покоряется бедру";
- "колено побуждает ступню, и оно покоряется колену";
- "голова побуждает тело, и оно покоряется голове".
В дополнение ко всему в Син и цюань имеется "шесть чудесных сторон", или, другими словами, "каждодневных принципов", требующих искусной работы, естественной покорности, смелости, внезапности, жесткости и точности. Тренировочный шаг в Син и цюань обычно подразделяется на два типа. Первый — "строит" базу, укрепляет тело, и скелет становится прочнее камня и железа, что позволяет заложить отличную базу для технического совершенствования. Он именуется "искусство чистой силы". Второй — требует целостности всего тела, взаимодействия твердого и мягкого, концентрации духа, единства формы и содержания. Это шаг, при котором разум руководит энергией Ци, которая воплощается в силу Ли. Он называется "шаг скрытых сил и изменяющихся усилий".