Фактически, это наука о происхождении, назначении и силах вселенной, а
также всех вещей в ней.
Заметная разница между оккультной и
современной наукой состоит в том, что первая работает с силами и
материалами природы в их естественном состоянии, в то время как
последняя использует их в отдельности и в ограниченном состоянии низшего
плана их проявления.
Например, оккультист использует невидимые
силы природы сами по себе, когда хочет произвести потоки тепла,
электричества и тому подобное — то есть как элементы в их высших и более
духовных формах, в то время как учёный должен обращаться к такому
материалу как свет, вода и прочее, для чего ему, прежде чем приступить к
проведению экспериментов, сначала приходится, взяв их в том состоянии, в
котором они существуют на низшем материальном плане, расщепить их на
то, что называется простыми веществами.
Оккультист рассматривает
всю природу как единое целое, а всё разнообразие относит на счёт того,
что единство это состоит из проявлений различных уровней или планов,
восприятие которых зависит от развития воспринимающего.
Он
считает, что единый закон, проникающий все вещи — это эволюционное
развитие, движущееся вверх до первоисточника эволюции — божественного
логоса; потому известный нам ныне человек способен на почти бесконечное
развитие.
Также он верит в абсолютное первоначальное единство
всех форм и способов существования, и в то, что все формы материи
взаимозаменяемы — точно как лёд может быть превращён в воду и наоборот.
Отвергая идею чуда, он считает, что развитый человек может достичь
дополнительных способностей восприятия и действия, приобретая таким
образом способность управлять элементами...
Веря, что природа и
её законы — одно, оккультист знает, что всякое действие против этих
законов встретит противодействующие силы и будет уничтожено; потому
развивающийся человек должен, если хочет достичь божественности, стать
сотрудником природы. Для этого ему следует учиться соответствию природе.
Оно приведёт его к тому, что его действия станут неизменно
благотворными и будут неуклонно преследовать высшее благо — ведь то, что
называется "добром" — лишь действие, производимое в соответствии с
единым законом. Потому оккультизм даёт рациональную основу для
праведности, какой не может дать никакая другая система, ведь он
возводит нравственность в космический закон, а не основывает её на
поверии. Более того, осознание единства природы ведёт оккультиста к
признанию того, что та же единая жизнь, проникающая всё, действует также
и в нём самом; таким образом он приходит к тому, что совесть — это не
просто критерий правильного и неправильного, а зародыш высшей
способности восприятия, свет, который поведёт его по пути, в то время
как в воле он признаёт силу, способную к неограниченному возрастанию и
расширению.
Все мифологии — это картинные представления законов и
сил природы, также как вероисповедания — лишь частичные выражения
универсальной истины, и интуитивным изучением древнейших из них
приобретается оккультное знание. Это знание в чистом виде передавалось с
незапамятных времён от учителя к ученику и тщательно охранялось от
злоупотреблений — в передаче его отказывалось, если претендент на деле
показал его непонимание и способность злоупотребления им, ведь очевидно,
что попади оно в руки злонамеренного или невежественного человека, его
применение повлекло бы неизмеримый вред.
Нынешние отчёты об
экспериментах по чтению мыслей, психометрии, ясновидению, месмеризму,
спиритизму и тому подобному демонстрируют, что есть все основания
верить, что человеку присущи силы и способности, о которых люди не могли
и подозревать.
"Чудеса" оккультиста — это результат научного
развития и достижения совершенного контроля над подобными силами. ...
Тайная
мудрость — это основа всех древних философий и религий — индийской,
египетской, халдейской, зороастрийской, греческой и прочих. Её следы
обнаруживаются в каждой стране и эпохе, и не может быть большей ошибки,
чем полагать, что реальность её зависит от какого-то единственного
авторитета. Её посвящённые и адепты образуют непрерывную цепь
преемственности с самого раннего появления человека на этой планете; их
организация сегодня практически та же, что была и тысячи лет назад. В
нынешнее время она вызывает большее движение в общественной мысли, чем
было это на протяжении нескольких веков, и многие воображают, что это
нечто новое. Это не так. В некоторые времена года день дольше, чем в
другие, так же и божественный свет мудрости в некоторые циклы
распространяется шире.
Для имеющих глаза, чтобы видеть, занялся
более яркий свет, но свет не прекратится от того, что лишь немногие
обращаются к нему, а многие его и презирают, тогда как другие толкуют
его превратно и пытаются убедить себя и остальных, что повсюду лишь
тьма.