Главная » 2010»Май»14 » Здоровый оккультизм и оккультное здоровье
17:36
Здоровый оккультизм и оккультное здоровье
Борьба за здоровый образ жизни стала камнем преткновения между светским
учебным заведением и православной епархией. Дело в том, что в арсенале
учебных пособий Челябинского Государственного педагогического
университета (ЧГПУ) появился новый учебник "Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни".
Данное издание попало в миссионерский
отдел Челябинской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ). И вызвало
настолько острую критику со стороны священнослужителей, что
миссионерский отдел выступил с заявлением, чей заголовок говорит сам за
себя: "О преподавании оккультизма в Челябинском государственном
педагогическом университете".
На первый взгляд, обвинение в
пропаганде оккультизма автора пособия выглядит, мягко говоря, странно.
Автор - кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры
биолого-медицинских дисциплин и специального образования Института
здоровья и экологии человека ЧПГУ. Как информирует официальный сайт
педагогического вуза, институт был создан еще в 1998 году "как
структура, обеспечивающая фундаментальные межвузовские исследования по
актуальным проблемам экологии, зоологии, валеологии и оздоровления
образовательных систем, а также по разработке и реализации теории и
практики подготовки работников образования в области оздоровления
подрастающего поколения". Более того, в прошлом году автор пособия, как
сообщает тот же сайт, получила диплом Фонда развития отечественного
образования за монографию "Эколого-валеологическое образование в
дошкольном образовательном учреждении".
Между тем миссионерский
отдел Челябинской епархии заявил, что учебник антинаучен. "Вместо
развития навыков критического мышления и формирования научного
мировоззрения данный курс направлен на формирование у учащихся
магического сознания, основанного на сомнительных, не прошедших научной
проверки либо сфальсифицированных недобросовестными исследователями
данных". Миссионерский разбор антинаучных подходов занимает пять страниц
печатного текста. Так, православных рецензентов возмутил факт раскрытия
в учебном пособии понятия о биопатогенных зонах и их влиянии на
здоровье человека. "Особое внимание данному аспекту должно быть уделено в
больничных палатах и детских учреждениях, ибо, по мнению некоторых
авторов, находясь в биопатогенной зоне, больной никогда не выздоровеет, а
ребенок будет плохо расти и развиваться", - цитируют авторы разбора
курс, предназначенный для будущих педагогов.
Весной этого года в
Свердловской области был вынесен приговор медицинской сестре,
допустившей гибель ребенка в больничной палате. Но смерть наступила не в
результате расположения койки по фен-шую или неправильно определенных
биопатогенных зон. Просто кровать была поставлена слишком близко к
стене, ребенок просунул голову между прутьями и задохнулся. Думается,
биолокация едва ли спасла ребенка. Чтобы предотвратить трагедию,
медсестре достаточно было соблюсти санитарно-эпидемиологические нормы,
согласно которым расстояние от спинки кровати до стены или окна должно
быть не меньше 90 см.
Но вернемся к учебному пособию, вызвавшему
гнев церкви. Интересен взгляд автора учебника для педагогов и
воспитателей на энергетическое донорство и энергетический вампиризм:
"Например, постоянный контакт (сон в одной комнате) очень старых и
энергодефицитных людей с маленькими детьми, также требующими для своего
роста и развития больших количеств энергии, часто заканчивается
болезнями детей. То же самое относится и к двум детям: энергетически
более слабый еще более слабеет и заболевает".
Вообще человеку с
чувством юмора чтение пособия, по всей видимости, может доставить немало
веселых минут. Например, голодание (правда, под наблюдением врача)
рекомендуется автором как средство быстрого излечения простуды,
туберкулеза и даже психических заболеваний.
Одно из условий
здоровья по версии курса "Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни" – это попадание в энергоинформационный резонанс с окружающей нас
действительностью. Для этого надо соблюдать некоторые правила. "Что
касается одежды, то с валеологической точки зрения, она должна быть
индивидуальной, из натуральных материалов, желательно ручной работы
(причем доброжелательного человека)… Те же принципы лежат в основе
экологии пищи – доброкачественность пищевых продуктов, их натуральное
происхождение, индивидуальное соответствие человека
информационно-энергетическим параметрам пищи в момент ее приема,
желательно приготовление блюд доброжелательным человеком".
В
доброжелательном портном или поваре, равно как и в доброжелательном
педагоге ничего плохого, с точки зрения духа христианства, вроде бы нет.
А вот выражение "с валеологической точки зрения" вызывает вопросы не
только у верующих. Одни считают валеологию наукой, другие – относительно
новым направлением в образовании, нацеленным на воспитание навыков
здорового образа жизни. РПЦ крайне негативно относится к преподаванию
валеологии в образовательных учреждениях любых уровней.
"Может
быть, не все валеологи оккультисты. Может быть, не в каждой
валеологической программе спрятана Агни Йога и "герметизм". Однако что
поделать с тем обстоятельством, что пока большинство источников по
валеологии, которые мне встречались, были с оккультной подосновой?", -
вопрошает протодиакон Андрей Кураев, много лет посвятивший активному
миссионерству и работе с молодежью. Даже утверждение валеологов о том,
что здоровье – самая большая ценность, данная человеку природой,
вызывает неприятие со стороны деятеля РПЦ: "Если бы речь шла о телятах и
поросятах - то эта фраза была бы верна. Но стоит ли высшую ценность
человеческой жизни видеть в чисто физиологическом благополучии?", -
говорит о. Андрей в одной из своих статей, которая так и называется
"Осторожно: валеология".
С точки зрения медицины, факторы,
влияющие на здоровье, изучает такая отрасль науки, как гигиена.
"Учебники по валеологии ориентированы на педагогические вузы, - считает
заведующая кафедрой гигиены и экологии Уральской Государственной
медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор Галия
Насыбуллина. – Но это не снижает уровень требований к качеству учебника,
ведь педагог контактирует с ребенком гораздо чаще, чем врач, и степень
его влияния выше. Конечно, чтобы оценить, насколько критикуемый
священнослужителями учебный курс совпадает с представлениями современной
медицинской науки, необходимо внимательно прочесть всю книгу целиком".
Кстати,
Челябинская епархия РПЦ также настаивает на ответственности педагога,
ставшего автором учебного курса и учебного пособия. Миссионерский отдел
обратился к ректору ЧГПУ с рекомендацией прекратить преподавание
предмета "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни" в том
виде, в каком оно осуществляется сейчас, изъять из обращения
методическое пособие и дезавуировать его научный статус. Более того,
священнослужители ставят под сомнение необходимость существования
подразделения, в котором трудится автор учебника и служебное
соответствии автора.
А вот это уже серьезно. Можно верить в Бога,
а можно - в природу и в биоэнергетические узлы и сетки. Можно читать
труды отцов РПЦ, можно предпочесть им "Диагностику Кармы" или даже "Как я
был экстрасенсом". Нельзя нарушать законы государства, в котором
разрешено все это читать. Как пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе
министерства образования и науки Челябинской области, определять
учебный план и выбор учебных пособий – прерогатива вуза.
Об этом
напомнил ректор ЧПГУ Виталий Латюшин на пресс-конференции, специально
организованной для представителей СМИ после того, как епархия
обнародовала свое заявление. Как сообщили Челябинские СМИ, по словам
ректора, пособие не является обязательным к изучению, и было издано для
расширения кругозора студентов.
Насчет расширения кругозора с
ректором не поспоришь. Даже тех выдержек из текста пособия, которые были
приведены в заявлении миссионерского отдела Челябинской епархии,
достаточно, чтобы узнать много нового и интересного, хотя и не
бесспорного, про здоровый образ жизни.