Эго (малое «я», ложное «я», второе «я», его, ego) -
это все то, чем мы НЕ являемся в действительности, это
наша ложна сущность, которая постоянно что-то ищет,
хочет, боится или комплексует. Эго состоит из наших
страхов, комплексов, убеждений, верований, вечных желаний. Язык Эго
- это наш бесконтрольный ум, который непрерывно болтает, ум который
постоянно осуждает, критикует, который выносит оценку
«нравится/ненравится», «хорошо/плохо». Это от нашего Эго
исходят постоянные желания: иметь много денег, материальных благ,
иметь любовь, хотеть «это», а не «то, что в действительности есть»,
хотеть хорошо выглядеть и не стареть, хотеть самое лучшее (машину, дом,
партнера, друга) и т.д. Все это порождает неминуемые страдания, т.к.
запросам нашего Эго нет предела! Пока мы
отождествляем себя со своим Эго, мы остаемся слепыми и
не можем увидеть реальность такой, какая она есть на самом деле.
Настоящий момент является смертью для Эго, поэтому эта
ложная сущность делает все возможное, чтобы только убежать от того, что
есть «здесь и сейчас». В те моменты, когда наш ум
молчит, когда мы находимся в настоящем моменте, наше Эго
растворяется, в этот миг мы являемся теми, кем на самом деле и
являемся – высшим «Я», «душой», «высшим разумом», «Богом», «истиной» и
т.п.
Традиционная индийская йога направлена
именно на то, чтобы избавиться от оков нашего эго и в
конечном итоге, стать тем, кем мы на самом деле являемся – высшим «Я»,
Высшим Разумом, Духом, Богом, Просветленными – каждый называет это по
разному, но смысл и конечная истинна одна.
Эгоизм – представляет собой более узкое
понятие, отличное от эго. Эгоизм – это
всего лишь, малая доля человеческого эго. Эгоистичный
человек заботится только о себе, преследует корыстные цели. Такой
человек может делать все что угодно ради собственной выгоды, не взирая
на то, что кто-то от его действий может пострадать. Например, человек
открывает окно в транспорте, не спрашивая об этом окружающих его
пассажиров.
Поэтому не стоит связывать понятия эго и эгоизма.
Также имеется такое понятие как "Альтер Эго":
Что такое Альтер Эго?
Альтер Эго (Alter Ego) - вторая сущность
человека, вторая личность или персона внутри персоны. Явление, когда
человек полностью меняется в конкретной среде. Например, тихий отличник
выходит на баскетбольную площадку, и начинает рвать и метать все вокруг,
забыв про правила. Замкнутый парень выходит на сцену, и поражает
зрителей своей игрой и глубиной чувства. Измученный скромный профессор в
очках, идет на дискотеку и дает жару молодым.
На нашем духовном пути, для нас имеет значение только
понятие «Эго».
Для более полного понимания значения Эго (Ego),
мы советуем Вам почитать главу из книги Экхарта Толле: "Новая
Земля":
Эго: Современное Состояние Человечества (Ego)
Слова — произносятся ли они вслух или остаются в виде
невысказанных мыслей — могут производить на тебя почти гипнотическое
действие. Они тебя завораживают, ты в них легко теряешься и начинаешь
безоговорочно верить, что если прикрепил к чему-нибудь слово, то
знаешь, к чему. Дело в том, что ты не знаешь, к чему его
прикрепил. Ты просто накрыл тайну ярлычком. Всё — птица, дерево, даже
простой камень, и тем более человек — абсолютно непознаваемы. Потому
что в них есть неизмеримая, непостижимая, бездонная глубина. Все, что
мы способны воспринимать, ощущать и о чем можем думать, — это
поверхностный слой реальности, который меньше верхушки айсберга.
Под внешним обликом не просто все связано со всем — всё
связано с Источником всей жизни, из которого и произошло. Даже камень, а
еще лучше — цветок или птица могут показать тебе обратный путь к Богу,
к Источнику, к себе. Когда ты на них смотришь, или держишь в руках и позволяешь
им быть, не накрывая ментальными ярлыками, в тебе поднимается
чувство благоговения, удивления. Сама их суть безмолвно говорит с тобой
и отражает твою собственную суть. Это то, что чувствуют великие
художники и вносят в свое искусство. Ван Гог не говорил: «Это всего
лишь старое кресло». Он смотрел, смотрел и смотрел. В этом кресле он
чувствовал Существование. Затем он подходил к за холсту и брал кисть.
Цена тому креслу была — несколько долларов. То же кресло, только
написанное им, сегодня стоит больше 25 миллионов долларов.
Если ты не накрываешь мир словами и ярлыками, в твою жизнь,
потерянную очень давно, когда еще человечество вместо того, чтобы
использовать мышление, было им захвачено, возвращается волшебное
чувство. В твою жизнь возвращается глубина. Все вновь обретает новизну и
свежесть. И самое большое чудо — это ощущение своего истинного «я»,
что важнее любых слов, мыслей, ментальных ярлыков и образов. Чтобы это
произошло, тебе нужно очистить свое чувство «я», чувство Существования
от того, с чем оно смешалось и спуталось, иначе говоря, отождествилось.
Эта книга как раз о том, как его очистить.
Чем быстрее ты находишь вербальные и ментальные ярлыки и
прикрепляешь их к вещам, людям или ситуациям, тем меньше твоя
действительность наполняется жизнью, и тем слабее ты чувствуешь эту
действительность, чудо жизни, которое непрерывно разворачивается внутри
и вокруг тебя. Так можно развить умение, но вместе с тем утратить
мудрость, а значит — и радость, и любовь, и способность к творчеству, и
жизненную силу. Они таятся в просвете безмолвия между восприятием и
интерпретацией. Конечно же, нам приходится пользоваться словами и
мышлением, в них есть своя красота — но разве нам нужно быть у них в
плену?
Слова уменьшают масштаб реальности до такой степени, чтобы
ум человека смог что-то ухватить. Язык состоит из пяти основных звуков,
производимых голосовыми связками. Это гласные а, е, и, о, у.
Другие звуки — согласные, они произносятся при помощи сжатого воздуха: с,
ф, ж, и т.д. Неужели ты думаешь, что какая-нибудь комбинация из
этих основных звуков может объяснить, кто ты такой, или разъяснить
конечную цель Вселенной, или хотя бы что такое дерево или камень в
своей глубине?
Эго - ложное «Я»
Слово «я», в зависимости от контекста, олицетворяет либо
величайшую ошибку, либо глубочайшую истину. В своем расхожем смысле оно
является не только одним из наиболее употребительных (вместе с
производными от него «мне», «меня», «моё»), но также и одним из тех,
что вводят в самое сильное заблуждение. Слово «я» в рамках обычного
повседневного употребления воплощает изначальную ошибку, неверное
восприятие того, кто ты есть, воображаемое чувство личности. Это и есть
эго. Альберт Эйнштейн, обладавший даром чувствовать
суть не только реальности пространства и времени, но и человеческой
природы, называл это мнимое восприятие себя «оптическим обманом
сознания».
Затем это воображаемое «я» принимается за опорную точку для
дальнейших ошибочных интерпретаций действительности, а также за
основание, от которого отталкиваются все мыслительные процессы,
варианты взаимодействия и взаимоотношений. Твоя действительность
превращается в отражение исходной иллюзии.
Хорошая новость: если ты видишь иллюзию как иллюзию, то она
растворяется. Распознание обмана — это его конец.
Необходимым условием выживания иллюзии является то, чтобы ты принял ее
за реальность. Поэтому, когда ты видишь, кем ты не являешься,
реальность «кто ты есть» возникает сама собой. Именно это будет
происходить при чтении этой и следующей главы, в которых описывается
механика мнимого «я», называемого нами эго. Итак,
какова же природа этого мнимого «я» (эгоизма)?
Произнося слово «я», ты имеешь в виду совсем не то, чем являешься на
самом деле. Беспредельная глубина тебя истинного в результате
чудовищного сжатия замещается звуком, производимым голосовыми связками,
мыслью о «я» у тебя в уме, или чем-то еще, с чем это «я» может
отождествляться. Итак, к чему же обычно относится «я» и его
производные — «мне», «меня», «моё»?
Когда ребенок усваивает, что произносимая родителями
последовательность звуков, — это его имя, он начинает
приравнивать слово, становящееся в его уме мыслью, к
тому, кто он есть. На этой стадии некоторые дети говорят о себе в
третьем лице: «Джонни хочет есть». Вскоре они выучивают волшебное слово
«я» и приравнивают его к своему имени, которое до
этого уже приравняли к тому, кто они есть. Затем приходят другие мысли и
сливаются с исходной «я»-мыслью. Следующий шаг — определить и
обозначить те вещи, которые будут составлять «меня», станут частью
«меня».
Это — отождествление с предметами, то есть наделение вещей,
а, в конечном счете, обозначающих их мыслей, своим самоощущением. Так
ребенок отождествляет себя с ними. Когда «его» игрушка
ломается или ее кто-нибудь отнимает, он испытывает сильное страдание.
Не потому, что игрушка имеет какую-то особенную ценность — ребенок
скоро потеряет к ней интерес, и она будет заменена другими игрушками,
другими предметами, — а из-за мысли, что она «его».
Игрушка стала частью развивающегося в ребенке самовосприятия, чувства
«я».
По мере роста ребенка исходная «я»-мысль стягивает к себе
другие мысли: она отождествляется с его половой
принадлежностью, его вещами, воспринимающим и
чувствующим телом, национальностью, расой, религией, профессией. Другие
вещи, с которыми отождествляется «я», — это роли (мать, отец, муж,
жена и т.д.), накопленный опыт или мнения, симпатии и антипатии, а
также то, что произошло со «мной» в прошлом, память о чем представляет
собой совокупность мыслей, определяющих мое дальнейшее самовосприятие
как «я и пережитое мной».
В итоге они представляют собой не что иное, как мысли,
случайным образом собравшиеся вместе в результате того, что все они
были наделены моим самовосприятием. Именно эту ментальную конструкцию
ты имеешь в виду, произнося слово «я». Точнее, большую часть времени,
говоря или думая как «я», на самом деле говоришь или думаешь не ты, а
некий аспект ментальной конструкции, элемент эготипического «я». Когда
ты пробудишься, то будешь продолжать пользоваться словом «я», но тогда
оно будет исходить из намного более глубокого места внутри тебя.
Большинство людей все еще полностью отождествлены с
непрерывным потоком мыслей в голове, навязчивым думаньем, для большей
части которого характерны повторяемость и отсутствие смысла. Для них
никакого «я» за пределами мыслительного процесса и приходящих вместе с
ним эмоций не существует. Это и называется быть духовно неосознанным.
Когда говоришь им, что у них в голове есть никогда не умолкающий голос,
они либо удивляются: «Какой голос?», либо яростно отрицают это, а
между тем это и есть тот самый голос, думатель, ненаблюдаемый
ум. Его можно считать некой завладевшей ими сущностью.
Для кого-то стал незабываемым миг первого разотождествления с
мыслями, сдвиг от состояния, когда они были отражением содержимого
собственного ума, к возникшему где-то на заднем плане осознаванию. У
других это произошло так тонко, что они либо даже не заметили, либо
ощутили некий приток радости или внутренний покой, не понимая причины
этого.
Эго: Голос в Голове
Первый проблеск осознанности произошел со мной в мою
бытность первокурсником Лондонского Университета. Мне нужно было дважды в
неделю ездить на метро в университетскую библиотеку. Это бывало часов в
девять утра ближе к концу часа пик. Как-то раз я сидел напротив
женщины лет тридцати. Я и раньше не раз видел ее в поезде, поэтому не
мог не узнать. Несмотря на то, что народу в вагоне было много, места по
обе стороны от нее оставались свободными. Причиной, без сомнения, был
ее странноватый вид. Взгляд женщины был крайне напряжен, и она
непрестанно говорила сама с собой громким и раздраженным голосом.
Она так глубоко ушла в свои мысли, что была совершенно
неосознанной. Казалось, она даже не замечает окружающих. Ее голова была
опущена и немного наклонена влево, словно женщина обращалась к
сидящему рядом с ней. Хотя я точно не помню, о чем она говорила, но ее
монолог был примерно следующим: «А потом она мне говорит … поэтому я
говорю ей: нет, ты врешь, как ты смеешь обвинять меня … ведь ты всегда
была одной из тех, кто меня обманывал, я тебе верила, а ты предала меня
…»В ее голосе слышались гневные интонации, обращенные к той, кого она
считала неправой, и кому, по идее, следовало защищаться, чтобы не быть
уничтоженной. Когда поезд прибыл на станцию Тоттенхэм Коурт Роуд, она
встала и, не прерывая потока слов, направилась к дверям.
Мне тоже нужно было выходить, поэтому я встал позади нее.
На улице она направилась в сторону Бедфорд Сквер, по-прежнему
погруженная в воображаемый диалог, сердито обвиняя и что-то доказывая.
Мне стало любопытно, и я решил пойти за ней, поскольку мне все равно
нужно было идти в ту же сторону. Несмотря на полную погруженность в
воображаемый разговор, женщина, похоже, знала, куда ей нужно идти.
Вскоре показался внушительный Дом Сената, высотка 1930-х годов
постройки, главный административный корпус университета и библиотека.
Я был поражен. Неужели мы с ней шли в одно и то же место?
Да, как раз туда она и направлялась. Кто она — преподаватель,
студентка, офисный работник или библиотекарь? Может быть, она проводила
какой-нибудь психологический эксперимент? У меня не было ответа. Я
держался шагах в двадцати за ней, и к тому моменту, когда вошел в
здание (по иронии судьбы бывшее штаб-квартирой Полиции Мыслей в фильме
по роману Джорджа Оруэлла «1984»), один из лифтов уже поглотил ее.
То, чему я стал свидетелем, несколько обескуражило меня.
Будучи взрослым двадцатипятилетним студентом первого курса, я считал
себя интеллектуалом, и был убежден, что все ответы можно найти и все
проблемы человеческого бытия можно решить при помощи интеллекта, то
есть — думанья. Тогда я еще не понимал, что неосознаваемое думанье и
есть основная проблема человеческого существования. Профессора
мне представлялись мудрецами, знающими все ответы, а университет —
храмом знания. Как она могла быть частью всего этого?
Перед тем, как войти в библиотеку, продолжая думать о
странной женщине, я зашел в мужскую комнату. Я мыл руки и размышлял:
«Надеюсь, я не закончу так же, как она». Стоявший рядом человек бросил
взгляд в мою сторону, и я вдруг с потрясением понял, что не только
подумал, но и пробормотал это вслух. «Боже мой, да я уже такой же, как
она», — промелькнуло в голове. Разве мой ум не работал так же
непрерывно, как ее? Между нами была ничтожная разница. Похоже, что
доминирующей эмоцией ее думанья был гнев. В моем случае преобладала
тревога. Она думала вслух.
Я думал преимущественно про себя. Если она сумасшедшая, то
тогда все сумасшедшие, и я в том числе. Разница только в степени. На
какой-то миг я сумел отступить от своего ума и увидеть его
как бы с более глубокой точки. Произошел краткий сдвиг от думанья к
осознанности. Я по-прежнему был в мужской комнате, только теперь один, и
смотрел на отражение своего лица в зеркале. В момент отделения от ума я
громко засмеялся. Это может показаться безумным, но мой смех исходил
из здравого ума. Это был смех пузатого Будды. «Жизнь не так серьезна,
как ее рисует ум». Похоже, смех сообщал мне именно это.
Но это был лишь проблеск, и очень скоро он забылся.
Следующие три года я прожил в состоянии тревоги и депрессии, целиком
отождествленный с умом. И прежде чем ко мне вернулась осознанность, мне
довелось очень близко подойти к мысли о самоубийстве, но тогда это
было уже гораздо больше, чем проблеск. Я освободился от навязчивого
думанья и мнимого, созданного умом «я». Тот случай дал мне не только
первый проблеск осознанности, он также заронил первые зерна сомнения в
абсолютной ценности человеческого интеллекта. Спустя несколько месяцев
произошло нечто трагическое, еще более усугубившее это сомнение.
В понедельник утром мы пришли на лекцию к профессору, чей
ум восхищал меня. Как оказалось, мы пришли лишь для того, чтобы
услышать: в выходные он совершил самоубийство — застрелился. Я был в
шоке. Профессор был чрезвычайно уважаемым преподавателем, и, как мне
казалось, знал все ответы. Однако тогда я еще не видел альтернативы
культивированию разума. Я еще не понимал, что мышление — это всего лишь
тонкий слой сознания, которым мы являемся, а также ничего не знал об
эго, не говоря уже о возможности обнаружить его
в себе.
Содержимое и Структура Эго (Ego)
Эготипический ум целиком обусловлен прошлым. Его
обусловленность состоит из двух частей: содержимого и структуры. В
случае с ребенком, плачущим от глубокого страдания из-за отобранной
игрушки, игрушка представляет собой содержимое. Она может быть заменена
любой другой игрушкой или предметом. Содержимое, с которым ты
отождествляешься, обусловлено средой твоего обитания, твоим воспитанием и
окружающей культурой. Что касается страдания ребенка, то нет никакой
разницы, вызвано ли оно потерей простой деревянной игрушки в виде
животного или дорогостоящей и сложной электронной безделушки. Причина
такого острого страдания заключена в слове «моя» и имеет структурный
характер. Бессознательная потребность усиливать свое отождествление
через слияние с предметом встроена в саму структуру эготипического ума.
Одной из самых основных ментальных структур, благодаря
которой эго существует, является отождествление. Слово
«отождествление» (или идентификация) происходит от латинского слова idem,
означающего «такой же», и слова facere, означающего «делать».
То есть, если я с чем-то отождествляюсь, то «я» «делаю это таким же».
Таким же, как что? Я наделяю это восприятием себя, становящимся частью
моего «отождествления». Один из основных уровней отождествления — это
отождествление с вещами: со временем моя игрушка заменяется моей
машиной, моим домом, моей одеждой и так далее. Я пытаюсь найти себя в
вещах, но это никогда не удается, и я заканчиваю тем, что теряю себя в
них. Это удел ego .
Отождествление Эго с Вещами
Работающие в рекламном бизнесе очень хорошо знают: чтобы
продать человеку вещь, не особенно ему нужную, его надо
убедить, что она будет добавлять нечто к тому, как он себя видит, или
как его воспринимают окружающие, иначе говоря — что-то
добавлять к его самовосприятию. Например, они могут
сказать тебе, что, пользуясь этими вещами, ты сможешь выделяться из
толпы, и поэтому будешь еще больше собой. Или же могут сформировать в
твоем уме ассоциацию между рекламируемым продуктом и каким-нибудь
знаменитым человеком или молодой, привлекательной и счастливой особой.
Для этой цели вполне годятся даже фотографии какой-либо состарившейся
или покойной знаменитости, сделанные в пору ее расцвета.
В этом есть невысказанное предположение, что, купив этот
продукт, ты путем какого-то волшебного слияния с этой знаменитостью
становишься таким же, или хотя бы внешне будешь выглядеть похожим на
нее. Поэтому в большинстве случаев ты покупаешь не продукт, а
«усилитель отождествления». Фирменные наклейки — это то, на что ты
«клюешь» первым делом. Они дорогие, а значит, «эксклюзивные».
Если бы их мог купить любой, то они потеряли бы свою
психологическую цену, и осталась бы только их физическая цена, которая
вряд ли составила бы хоть небольшую долю той, что ты платишь.
То, с какими вещами человек отождествляется, зависит от
него самого — от его возраста, пола, уровня дохода,
принадлежности к определенному социальному классу, моды, окружающей
культурной среды и т.д. То, с чем ты отождествляешься, имеет
отношение только к содержимому; тогда как бессознательная вынужденная
потребность отождествляться является структурной. Это один из основных
способов функционирования эготипического ума.
Парадоксально, но в основе существования так называемого
общества потребления лежит факт, что найти себя через вещи невозможно:
чувство удовлетворения эго живет недолго, и поэтому ты
все время ищешь что-то большее, продолжаешь покупать, продолжаешь
потреблять.
Разумеется, в том физическом измерении, где обитают наши
поверхностные «я», вещи необходимы и являются обязательной частью
жизни. Нам нужны жилье, одежда, мебель, инструменты, средства
передвижения. Вместе с тем в нашей жизни могут быть вещи, ценимые за
красоту или присущие им качества. Нужно проявлять уважение к миру
вещей, а не презирать его. В каждой вещи есть Сущее.
Вещь — это преходящая форма, берущая начало в единой, не имеющей формы
Жизни, исходящей из источника всех вещей, всех тел, всех форм. В самых
древних культурах люди верили в то, что во всём обитает дух, даже в так
называемых неодушевленных предметах, и в этом отношении были гораздо
ближе к истине, чем мы сегодня. Живя в мире, лишенном жизненной энергии
и пораженном ментальной абстракцией, перестаешь чувствовать жизненную
силу Вселенной. Большинство людей существуют не в живой, а в
концептуальной реальности.
Однако нельзя сказать, что мы проявляем уважение к вещам,
если используем их в качестве средства самоусиления, иначе говоря, если
стараемся найти себя с их помощью. А эго делает именно
это. Эготипическое отождествление с вещами создает привязанность к
вещам, одержимость вещами, что, в свою очередь, формирует наше общество
потребления и его экономические структуры, где
единственным мерилом прогресса неизменно является больше.
Бесконтрольная неутолимая жажда иметь больше — это и функциональное
расстройство, и болезнь.
Это то же самое функциональное расстройство, что
проявляется в раковых клетках, когда их целью становится приумножение
самих себя. Больные клетки не осознают, что уничтожение организма,
частью которого они являются, приведет к их собственной гибели.
Некоторые экономисты настолько привязались к понятию роста, что
обойтись без этого слова не могут, называя спад «негативным ростом».
Многие люди тратят значительную часть жизни на то, чтобы
стать обладателями вещей. Вот почему одна из болезней нашего времени
называется пролиферацией — быстрым ростом количества вещей. Когда ты
перестаешь чувствовать жизнь, каковою сам и являешься, то стараешься
заполнить ее вещами. В качестве духовной практики я советую тебе при
помощи самонаблюдения исследовать свои отношения с миром вещей, в
особенности с теми, что созданы миром «моё».
Тебе нужно быть бдительным и честным, чтобы понять, связана
ли, к примеру, твоя самооценка с вещами, которыми ты владеешь.
Стимулируют ли какие-либо вещи появление в тебе тонкого чувства
собственной важности или превосходства? Заставляет ли тебя отсутствие
каких-то вещей чувствовать себя ниже тех, кто имеет больше тебя?
Упоминаешь ли ты о каких-то вещах непредумышленно или, может быть,
специально выставляешь их напоказ, чтобы поднять свою цену в чьих-то
глазах, а через это в своих собственных? Чувствуешь ли ты обиду или
злость, некоторую ущербность самовосприятия, если кто-то другой имеет
больше, чем ты, или когда сам теряешь что-то очень ценное?
История Потерянного Кольца
Одно время я посещал людей в качестве советника и
духовного учителя. Тогда я дважды в неделю навещал одну женщину, чье
тело было поражено раком. Ей было немного за сорок, и она была школьной
учительницей. Врачи не давали ей больше нескольких месяцев. Иногда во
время моих посещений мы почти не разговаривали, а в основном сидели в
молчании. Именно в такие часы она пережила первые проблески внутреннего
спокойствия, о существовании которого даже не подозревала в течение
долгих лет своей работы в школе.
Тем не менее, однажды я нашел ее в состоянии величайшего
страдания и раздражения.
— Что случилось? — спросил я.
Ее кольцо с бриллиантом, стоившее больших денег и дорогое
как память, пропало, и она сказала мне, что уверена: его
украла женщина, приходившая на несколько часов в день, чтобы ухаживать
за ней. Она поражалась, как человек может быть таким черствым и
бессердечным, чтобы сделать такое, и спросила меня, стоит ли ей
провести с этой женщиной очную ставку или лучше сразу вызвать полицию. Я
ответил, что не знаю, но попросил подумать, так ли важно это кольцо
или что-либо еще в данной точке ее жизни.
— Вы не понимаете, — сказала она. — Это кольцо моей
бабушки. Я носила его каждый день, пока не заболела и
пока у меня руки не распухли. Для меня это не просто кольцо. Как я могу
не расстраиваться?
Быстрота ответа, гнев и стремление защититься, прозвучавшие
в ее голосе, показывали, что в ней еще не было достаточно присутствия,
чтобы заглянуть внутрь себя и отделить реакцию на событие от самого
события и понаблюдать за обоими. Ее гнев и стремление защищаться
свидетельствовали, что сквозь нее продолжает говорить ego.
Я сказал:
— Мне бы хотелось задать вам несколько вопросов, только не
отвечайте на них сразу, а посмотрите, не сможете ли вы найти ответы
внутри себя. После каждого вопроса я буду делать небольшую паузу. Когда
к вам придет ответ, то он совсем не обязательно придет в форме слов.
Она сказала, что готова слушать.
Я спросил:
— Понимаете ли вы, что в какой-то момент, возможно,
довольно скоро, вам придется расстаться с этим кольцом? Сколько еще вам
нужно времени, чтобы вы были готовы отпустить его? Станете ли вы
меньше, если отпустите его? Каким образом та, кто
вы есть, может стать меньше из-за этой потери? — Прозвучал
последний вопрос, и на несколько минут воцарилось молчание.
Когда женщина снова заговорила, на лице у нее появилась
улыбка, а сама она выглядела спокойной:
— Последний вопрос заставил меня понять что-то важное.
Сначала я обратилась к разуму, и он ответил: «Да, конечно же, ты станешь
меньше». Затем я задала этот вопрос себе: «Стала ли меньше та, кто я
есть?» На этот раз я попыталась скорее почувствовать, чем придумать
ответ. Я вдруг почувствовала природу своего «Я Есть». Никогда раньше я
этого не чувствовала. Если я так сильно чувствую природу своего «Я
Есть», то та, кто я есть, никак не может стать меньше. Я все еще
чувствую это, что-то спокойное, но очень живое.
|