Ниже представлена информация по практике йоги руководствуясь
древними писаними.
В шестой главе "Бхагавадгиты", самого авторитетного
источника по философии йоги, Шри Кришна объясняет Арджуне значение
йоги как освобождение от страданий и горя. Там говорится:
"Когда мысли поток, обуздан,
пребывает лишь в атмане, Партха,
когда муж успокоил желанья - он тогда
именуется "йогин".
Когда йогин, мысль обуздавший,
сам себя укрепляет в йоге,
он подобен свече, чье пламя
не колеблется в месте без ветра.
Там, где мысль, упражнением в йоге
остановленная, замирает,
там, где в атмане радость находит
созерцающий атманом атман, -
ибо там он познает то счастье,
что сверх чувств, одной мысли доступно,
запредельное, стоя в котором,
он от истины не уклонится, -
пребывающий там не смутится
даже самой тяжелою скорбью;
ведь, достигнув той цели, не мнит он
что-то высшее, лучшее встретить.
Состояние это есть йога,
что оковы скорбей размыкает".
("Бхагавадгита", VI, 18-23.)*
В Катха Упанишаде йога описывается так: "Когда чувства
утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда,
как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный
контроль над чувствами и умом называют йогой.
Достигнувший его освобождается от заблуждений".
Мудрец Патанджали (живший примерно во втором веке до
н.э., основатель школы йоги в Индии), характеризует йогу как "читта
вритти ниродха", что можно перевести как "сдерживание (ниродха)
колебаний (вритти) ума (читта)", либо как "подавление (ниродха)
флуктуаций (вритти) сознания (читта)". Слово "читта" означает ум в
общем или собирательном смысле и включает три категории: (а) ум
(манас, т.е. индивидуальный ум, обладающий спосособностями и
возможностями внимания, выбора и отвержения; это колеблющаяся,
нерешительная часть ума), (б) разум или рассудок (буддхи, т.е.
состояние принятия решения, устанавливающее различия между предметами) и
(в) эго (ахамкара, буквально "создающее себя", т.е. состояние
утверждения: "Я знаю").
Счастлив человек, умеющий благодаря своей
проницательности и мудрости отличать действительное от нереального,
вечное от преходящего и благое от приятного. Дважды благословен тот,
кто знает истинную любовь и способен любить все Божьи создания. Трижды
благословен тот, кто трудится бескорыстно для блага других с любовью в
сердце. Тот же, кто сочетает в своем смертном теле познание, любовь и
самоотверженное служение, свят, и к нему идут паломники, как к месту
слияния рек Ганга, Сарасвати и Джамуны. Увидевшие его обретут душевный
покой и очистятся.
Ум - царь чувств. Победивший свой ум, чувства, страсти,
мысли и рассудок - царь над людьми. Он достоин Раджа Йоги,
царственного союза со Вселенским Духом. Он обрел Внутренний Свет.
Патанджали перечисляет пять причин
читта вритти, вызывающих боль (клеша), а именно:
1. Авидья (невежество или незнание);
2. Асмита (чувство индивидуальности, обособляющее
человека и выделяющее его из группы. Оно бывает физическим,
ментальным, интеллектуальным или эмоциональным);
3. Para (привязанность или страсть);
4. Двеша (неприязнь или отвращение);
5. Абхинивеша (жизнелюбие, инстинктивная привязанность
к земной жизни и плотским наслаждениям, боязнь быть отрезанным от них
смертью).
Эти причины страданий находятся в глубине ума
садхаки (адепта, искателя истины). Они подобны айсбергам полярных
морей, у которых заметна только верхняя часть. Их надо упорно
контролировать и искоренять, иначе покоя не будет. Йог учится забывать
о прошлом и не заботиться о будущем. Он живет в вечном настоящем.
Как ветерок колышет поверхность озера, искажая
отражающиеся в нем образы, так и читта вритти нарушают спокойствие
ума. Неподвижные воды озера отражают красоту вокруг него. Когда ум
остановлен, в нем отражается красота Я. Йог останавливает свой ум
непрестанными стараниями и освобождением от желаний. Восемь ступеней
йога учат его, как достигнуть этого.
Хотя в Шива Самхите и Хатха Йога Прадипике говорится о
возможных сроках достижения успеха, Патанджали нигде не определяет,
сколько времени требуется, чтобы индивидуальная душа достигла единения
с Божественной Вселенской Душой. Он говорит, что ум делают
безмятежным и спокойным абхьяса (непрестанная и настойчивая практика) и
вайрагья (свобода от желаний). Абхьясу он определяет как длительное
непрерывное усилие, выполняемое с преданностью, что и создает крепкий
фундамент.
Координируя и концентрируя усилия своего тела, чувств,
ума, рассудка и Я, человек достигает награды - внутреннего покоя - и
осуществляет стремление своей души соединиться с Творцом. Главное
приключение в жизни человека - это его возвращение к Творцу.
Чтобы достигнуть цели, ему нужны хорошо развитые и
координирование функционирующие тело, чувства, ум, рассудок и Я. Если
его усилия не скоординированы, человек потерпит неудачу. В третьей
главе (валли) первой части "Катха Упанишады" Бог смерти Яма объясняет
эту йогу искателю истины Начикете, рассказывая притчу о человеке на
колеснице.
"Познай Атмана (Я) как Господа в колеснице, разум -
как возничего, а ум - как вожжи. Чувства, говорят, это кони, а объект
их желаний -пастбище. Мудрые люди называют Я в единстве с чувствами и
умом Бхоктром (тем, кто наслаждается). Неспособный к различению
никогда не будет властвовать над своим умом, чувства его подобны
норовистым коням. Способный к различению всегда контролирует свой ум;
его чувства подобны послушным коням. Неспособный к различению становится
небрежным, даже нечистым; он не достигает цели, переходя из одного
тела в другое. Способный к различению становится внимательным и всегда
чист; он достигает цели и не рождается вновь. Человек, у которого
есть способный к различению возничий, правящий умом, достигает конца
пути - Высшей Обители вечного Духа".
Высоки полагают - чувства;
еще выше, чем чувства, сердце;
выше сердца находится буддхи,
еще выше стоит вожделенье.
Распознав то, что выше буддхи,
укрепив своим атманом атман,
порази же врага, мощнорукий,
столь упорного - вожделенье.
("Бхагавадгита", III, 42-43.) (Б.К.С. Айенгар)
|