Индийский мудрец Патанджали описывает восемь составных частей йоги: Яма,
Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.
Яма-
это этические предписания, практика самоконтроля по отношению к своему
функционированию в социуме. Включает: отказ от насилия, честность,
воздержание от ненужных трат энергии (в том числе и сексуальной энергии)
и непривязанность к материальным вещам.
Нияма -
следующая группа предписаний: внешняя и внутренняя чистота тела,
удовлетворённость тем что имеешь, настойчивость в практике, изучение
священных текстов или самообучение, непривязанность к плодам своей
деятельности и посвящение результата действий Высшей реальности или
Богу.
Асана - поза, должна обладать
устойчивостью и удобством. Это достигается расслаблением и
сосредоточением на Бесконечном. Практика асан минимизирует влияние любых
негативных факторов на тело. Пранаяма -
практики осознанного регулирования дыхания, с целью контроля и
гармонизации течения тонкой энергии - "праны", что помогает овладеть
своим сознанием и расширить границы восприятия реальности.
Пратьяхара
- Как черепаха втягивает под панцирь свои лапы, йогин при
необходимости втягивает чувства восприятия внешних объектов и
сосредотачивается на внутреннем.
Дхарана -
сосредоточение, концентрация на объекте или процессе практики.
Дхьяна
- "углубление" концентрации и формирование непрерывного потока между
воспринимающим и объектом сосредоточения.
Самадхи
- "вовлечение" в объект (в данном случае - высшую реальность) и полное
погружение в него, состояние единства с ним. На русский можно перевести
как "свершение", "завершение"